Возвращение. Субъективные заметки о спектакле ЦАТРА

3 апреля 2024 г.

Мои впечатления от «Маскарада», поставленного Ниной Чусовой в Театре Российской армии, пристрастные, сугубо личные. Дело в том, что в течение более чем 20 лет я был актёром ЦАТРА. А значит, свидетелем, а иногда и соучастником дебюта на театральной сцене многих замечательных артистов.

ЦАТРА славился своей командой актёров-военнослужащих, где проходили службу, а часто потом на несколько лет задерживались в труппе театра выдающиеся актёры. Когда-то здесь служили Алексей Баталов, Андрей Попов, Сергей Шакуров, Евгений Стеблов, Сергей Никоненко... а в «моё время» – Александр Балуев, Олег Меньшиков, Андрей Ташков, Дмитрий Певцов, нынешний главный режиссёр ЦАТРА Александр Лазарев и многие другие. Когда сейчас кого-то из них вижу на экране, непременно вспоминается наша общая юность, и душа расплывается в счастливой улыбке. Среди этих «однополчан» – Александр Домогаров, ныне играющий Арбенина, и Вячеслав Разбегаев – Казарина.

Помню репетиции «Маскарада», поставленного на той же сцене в прошлом веке Леонидом Хейфецом, где оба названных артиста играли князя Звездича (Домогаров был первым исполнителем, Разбегаев ввёлся на роль позже). Арбенина же тогда репетировали великие артисты – Олег Борисов, потом Сергей Юрский: Сергей Юрьевич – парадоксально, исключительно интересно, Олег Иванович – гениально. Но ни тому ни другому по разным причинам сыграть эту роль было не суждено. В начале 90-х, когда вышел спектакль, Арбенина сыграл выдающийся актёр ЦАТРА Геннадий Яковлевич Крынкин – светлая память всем ушедшим мастерам!

И вот я снова в этом огромном зале, впервые за двадцать с лишним лет не на похоронах, а на спектакле. Признаюсь, очень волнующе.

После ухода из актёрской профессии, изменив Мельпомене с музами, не менее соблазнительными и коварными, отвечающими за литературу и журналистику, в театрах я бывал крайне редко, только когда настойчиво звали друзья, – но спектакли 90-х, нулевых чаще огорчали. Мне даже стало казаться, что тот театр, в который я влюбился в ранней юности (со спектаклями Любимова, Ефремова, Эфроса, Товстоногова), ушёл навсегда, а на его месте расцвёл постмодернистский фальсификат... Однако великий русский психологический театр жив.

На «Маскарад» пришёл по приглашению Вячеслава Разбегаева, о киноработах которого «ЛГ» не раз писала, а также о его удивительных исторических изысканиях и публикациях, касающихся процесса над цареубийцами-желябовцами, которыми Вячеслав Вячеславович занимается в свободное от актёрства время.

Также, конечно, взволновало возвращение на сцену ЦАТРА Александра Домогарова. О том, что в «Союзе спасения» его Милорадович – самая большая удача фильма (и сериала), мы совсем недавно писали, как и ранее о других замечательных ролях народного артиста. Начиная с «Визита дамы», «Гардемаринов...», «Огнём и мечом», «Бандитского Петербурга»... Почему-то «Глянец» Кончаловского критики не жаловали (может быть, потому что о шоу-бизнесе там было рассказано талантливо и честно), а мне показалось замечательно точным и ярким исполнение Домогаровым роли властолюбивого красавца-олигарха. Также прекрасно была сыграна трагическая роль несчастного танцовщика в «Большом» Валерия Тодоровского – и это лишь малая часть из того, что сделано актёром в кино.

И вот снова «Маскарад», и снова ЦАТРА.

Сразу скажу, постановка Нины Чусовой потрясла ещё до начала представления тем, что огромный зал театра был полон. И то был не премьерный спектакль, а уже пятнадцатый. Это говорило не только о любви театралов к исполнителю главной роли, но и о том, что спектакль состоялся как целостное театральное произведение.

Второе, что меня порадовало и удивило: смотреть и слушать его было интересно, несмотря на известную архаику лермонтовского текста (всё-таки гениальным стихам почти двести лет), а действие зацепило сразу. Можно было не соглашаться с эклектикой в костюмах, решением каких-то образов или сцен, но лабиринт, по которому шествовали герои, как и положено, выхода не имел (только вход), а поворотный круг всё гнал и гнал героев в западню, и неотвратимость, как воронка, затягивала и Арбенина, и Нину, и других персонажей и вместе с ними нас, зрителей.

Третье важнейшее достижение режиссёра и актёров: герои производили впечатление современных людей. В советские годы «Маскарад» был трагедией ревности, но в лермонтовское время бытовало, а в нынешнее вернулось что-то такое, что советским людям было неведомо. За прошедшее тридцатилетие мы узнали, что такое большие деньги, как они добываются и что это добывание делает с человеком. К тому же многие заработали свой капитал примерно таким же криминальным способом, что и Арбенин с Казариным. И эта «работа» неминуемо накладывала отпечаток на их личную, семейную жизнь. Не знаю, сам ли я до этого додумался или натолкнула Чусова, вооружившая героев пьесы пистолетами и бронежилетами, но их промысел действительно криминальный. Перед Казариным, беспощадно идущим к своей цели (Разбегаев в роли точен и неумолим), задача – во что бы то ни стало вернуть отошедшего после женитьбы от дел Арбенина в их совместный «бизнес». Впрочем, и без бронежилетов понятно – и артисты всё верно играют – главные герои, по сути, шулеры, игроки, преступившие закон (в первую очередь нравственный). То есть это люди, у которых совсем другие понятия, и именно поэтому многажды обманывавший и предававший Арбенин поверил в то, что и Нина может его предать. 

Прелестная Карина Балашова в роли молодой жены Арбенина отнюдь не ангел, не беззащитная, покорная овечка, а современная энергичная барынька. А раз она без своего роскошного мужа стала хаживать по маскарадам, то кто знает, что с ней было бы через пару месяцев или лет, вдруг она встретила бы там кого-то привлекательнее стареющего Арбенина? Такие неожиданные мысли приходили, глядя на невинную Нину.

Хороша также Анастасия Бусыгина в роли баронессы Штраль: у этой актрисы я слышал каждое слово и понимал не только что она говорит, но и чем живёт. Да, у всех артистов были радиомикрофоны, но в огромном зале театра и без них слышно тех, кто верно существует в образе. Отлично доходил, например, противный голос мерзавца Шприха – в этой роли убедительно отвратителен Александр Аргос. Непреклонен посланец рока Неизвестный (отличная работа Романа Радова), но ресурс этого беса, одержимого местью, ещё далеко не исчерпан.

Дмитрий Оболонков хорош в роли вертопраха Звездича. Однако князю суждено произносить бессмертные лермонтовские строки:

Возьмут Лепажа пистолеты,
Отмерят тридцать два шага –
И, право, эти эполеты
Я заслужил не бегством от врага.

Князь, может быть, говоря современным языком, и лох, но не совсем пустой человек. Из таких, как лермонтовский Звездич, вырастают крупные фигуры, в том числе подобные Арбенину. Впрочем, крупность – дело наживное.

Нельзя не отметить артистов, играющих маленькие роли, здесь это не массовка, которую несчастные актёры вынуждены отбывать как повинность, а своеобразный балет. Отмечу достойно и убедительно существующих и за игорным столом, и на интересно выстроенном маскараде, и в финальных сценах Алексея Горячева и Светлану Садковскую, с которыми я когда-то делал первые шаги на этой сцене.

Великолепен в роли Арбенина Александр Домогаров, так великолепен, что я простодушно не поверил в то, что такой безмерно обаятельный селадон не только приговорил свою жену к смертной казни, но и смог сам привести приговор в исполнение. Убить женщину? Нет, он не мог – у него пожизненное алиби, таков шлейф сыгранных им ролей. Но он убил, и это невозможно ужасно. А потом приговорил и себя, а это, может быть, ещё ужаснее... То есть и я – сам не заметил как – включился в трагическую круговерть арбенинских мук, поверив, что всё происходящее на сцене не понарошку.

Браво! 

Поздравляю Театр Российской армии с редким по нашим временам успехом, а Александра Юрьевича с великой ролью, в которой он, безусловно, будет находить всё новые и новые краски. И с прошедшим славным юбилеем!

Александр Кондрашов
"Литературная Газета"
3 апреля 2024г.