БИОГРАФИЯ

Александр Юрьевич Домогаров родился 12 июля 1963 года в Москве. Его отец — актер Юрий Львович Домогаров (1915-1991). После второго курса ВГИКа он ушел на войну с фронтовой бригадой театра Советской армии. В 1942 году получил тяжелое ранение подо Ржевом. Был награжден орденом Красного Знамени, после войны работал директором-распорядителем Москонцерта, затем Росконцерта. В последние годы жизни был директором Детского музыкального театра Наталии Сац. «Отец был сильный человек — мощный, крепкий, одним словом, правильный мужик, — вспоминал актер. — Говорил медленно, но так весомо, что с ним спорить было бесполезно. Авторитет безусловный. До 1941 года он учился во ВГИКе. Отца его расстреляли, мать посадили, и он остался один. Сразу ушел на войну, дослужился до майора, был серьезно ранен в ногу, из-за этого хромал».
Мама Наталья Петровна (1928-2002) в советские годы работала продавщицей. Александр Домогаров рассказывал: «Мама работала в универмаге. Но нам с братом от этого "золотого" места ничего не доставалось. Дубленок у нас не было, обуви импортной — тоже. Да что говорить, первые джинсы я получил в подарок от родителей, только когда уже учился на третьем курсе института. Мама была крайне щепетильна в этом вопросе».

В 1980 году Александр Юрьевич окончил две школы: музыкальную № 22 имени Стасова и общеобразовательную № 4 г. Москвы и поступил в театральное училище имени Щепкина на курс народного артиста СССР, В.И. Коршунова, которое окончил в 1984 году.
Его учитель Виктор Коршунов вспоминает, что абитуриент Домогаров был "невероятно застенчив и скромен, как красная девица". "Я помню, что это даже заставило приемную комиссию засомневаться – не помешает ли ему стеснительность выступать на сцене, – сказал Коршунов. – Хотя его внешние данные и природный дар был очевиден. Саша был всегда очень сосредоточенным, целеустремленным, только профессия занимала его в годы учебы. Я считаю его очень способным. Мне жаль, что кинематограф часто спекулирует на его внешних данных, а ведь Домогаров по-настоящему глубокий актер, способный на серьезную работу".
Недаром Коршунов доверил тогда студенту третьего курса Домогарову роль Раскольникова в дипломном спектакле "Преступление и наказание", и за успехи в учебе Александр получил именную стипендию имени Ленского.

С 1984 по 1985 год Александр Домогаров работал актером в труппе Малого театра, в 1985 году был призван в армию. Для прохождения воинской службы он был направлен в команду Театра Советской (c 1993 года – Российской) Армии, в труппе которого и служил до 1995 года.
Среди театральных работ этого периода – роли Витторио в постановке "Моя профессия – синьор из общества", Платона Зубова в спектакле "Имя странного Потемкина… (Обретение)", директора в "Деревья умирают стоя", Армана Дюваля в "Даме с камелиями", Миловидова в комедии "На бойком месте", Александра в "Павле I".
С 1995 года артист служит в Театре имени Моссовета. Здесь он был занят в постановках "Бегущие странники", "Он пришел", "Милый друг", "Мой бедный Марат", "Сирано де Бержерак", "Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда" – мюзикле, поставленном Павлом Хомским, где играл две заглавные роли. В трилогии Андрея Кончаловского, играл Астрова в спектакле "Дядя Ваня", Вершинина - в спектакле "Три сестры" и Гаева - в спектакле "Вишнёвый сад".
13 сентября 2020 года состоялась премьера спектакля "Ричард III" по пьесе Шекспира, где Александр Юрьевич исполняет роль Ричарда.
Несколько лет артист играл Нижинского в спектакле режиссера Андрея Житинкина "Нижинский, сумасшедший божий клоун" в Театре на Малой Бронной. Это был спектакль, на который записывались за полгода. Такой он имел ошеломляющий успех и, прежде всего, благодаря вдохновенной игре актера. За создание образа был награжден премией фонда Дягилева при ЮНЕСКО и получил статуэтку из бронзы - Нижинский в знаменитой позе фавна.
В театре "Багатела" города Кракова (Польша) играл Макбета в одноименной постановке. "Я помню, что он меня просто потряс своим Макбетом, которого сыграл на польском языке. Он не повторял заученный текст, а по-настоящему жил в образе, существовал с пониманием языка и сути роли. А это чрезвычайно сложная задача", - вспоминает Виктор Коршунов.
В 2019 году играл роль Ивана в постановке Андрея Кончаловского "Сцены из супружеской жизни" по пьесе Ингмара Бергмана, во МХАТе им. М. Горького.
В настоящий момент в Театре Российской Армии играет роль Арбенина в спектакле "Маскарад" по пьесе Лермонтова, премьера которого состоялась 12 июля 2023 г. в юбилей артиста.
 
В 1984 году Александр Домогаров дебютировал в кино, сыграв в фильме "Наследство". Затем он долгое время играл лишь эпизодические роли – Александра Сумарокова в сериале "Михайло Ломоносов", Антона в фильме "Лиха беда начало", Александра I в фильме "АССА", Хоби в "Визите дамы". Первую главную роль в кино он сыграл в 1990 году в фильме "Крест милосердия".
Первая его серьезная роль была сыграна в 1990 году – это была социальная драма "Делай – раз!", где роли исполнили молодые Евгений Миронов и Владимир Машков.
Успех актеру принесла роль Павла Горина в "Гардемаринах III" - третьем фильме из приключенческой трилогии. Кстати, тогда Александр Домогаров уже не первый раз встретился с творением Светланы Дружининой: именно он озвучил героя Сергея Жигунова в 1-й части приключенческой серии. Большую популярность у зрителей получил телесериал "Графиня де Монсоро", где Домогаров предстал в роли графа де Бюсси. По количеству скачиваний из интернета этот сериал до сих пор в безусловных лидерах.
В 1999 году пришло и признание за рубежом: польский фильм "Огнем и мечом", в котором Александр Юрьевич создал образ украинского казака Богуна, был представлен на Каннском фестивале.
После этой удачной работы Домогаров еще не раз снимался и играл в Польше, например, в 2011 году снялся у Анджея Вайды в ленте "Одна июньская ночь".
Актер много снимается в сериалах, сыграл главные роли в фильмах: "Бандитский Петербург", "Марш Турецкого", "МУР", "Фурцева", "Зоннентау", "Марьина роща", "На солнечной стороне улицы", "Достоевский" "Чужое лицо", "Зоннентау", "Жемчуга" и др.
В 2019 году на экраны вышел биографический сериал "Зорге", в котором  он сыграл главную роль, сейчас к выпуску готовится фильм Светланы Дружининой "Гардемарины IV", где Александр Юрьевич вновь исполнит роль Павла Горина.
В декабре 2019 года состоялась большая премьера исторического фильма "Союз Спасения". Здесь Александр Домогаров сыграл графа Милорадовича. Это одна из лучших ролей Александра Юрьевича.
Сегодня в копилке актёра больше 100 киноролей. Подробнее о них можно узнать в разделе ФИЛЬМОГРАФИЯ. 

Чем знаменит

  • Звезда отечественного кинематографа и сериалов. Ему достаются роли сильных, мужественных, красивых героев, настоящих мужчин, готовых постоять за свою даму сердца.
  • Помимо кино занят в театре. Получил премию «Чайка» в номинации «Лучший актер театрального сезона» за роль в спектакле «Милый друг» (1997).
  • Рыцарский образ Домогарова соседствует с любовью к русскому шансону, но увлечение музыкой является, скорее, хобби для артиста. Сам он об этом высказывается так: «Я много раз говорил, что не пою. Драматические артисты пытаются петь — поют другие, поет Филипп Киркоров».
  • В 2008 году вышел сольный альбом Домогарова «Небо выбрало нас». В 2013 году сыграл в мини-сериале «Легенды о Круге», посвященном судьбе автора и исполнителя русского шансона Михаила Круга. Дважды — в 2004 и 2005 годах Александр Юрьевич получал премию «Радио шансон» за свои песни «За волю» и «Дорогая».

  

О чем надо знать

  • После роли в польском фильме «Огнем и мечом» (1999) Домогарова заметили за рубежом. В Польше он также снялся в фильмах «Одна июньская ночь», «Варшавская битва. 1920» и «Волна преступности», а в Швеции исполнил роль в картине «Ныряльщик».
  • Также Александр Домогаров участвовал в нескольких телевизионных проектах. В 2002-2004 годах был одним из ведущих программы "Последний герой" на Первом канале, в 2003 году принимал участие в шоу "Форт Боярд" на телеканале "Россия". В 2005 году он вел ток-шоу "Только для мужчин" на канале ТВЦ, а также некоторое время был ведущим передачи "Жди меня" и программы "Сердце Африки" на Первом канале.

 

Прямая речь

  • О театре и кино (Myslo Город, 2013): «Это совершенно разные профессии. Съемочная площадка — это набор эпизодов, которые потом попадают под нож монтажера и режиссера. Сцена — такая штука, что зритель приходит в семь часов вечера и в десять уходит. Если он не ушел в антракте, значит ты хороший артист. Если в полдевятого половина зала ушла, значит, можешь на себе поставить крест». 
  • О лошадях и предрассудках (интервью Юлии Высоцкой, 2012): «До "Гардемаринов" мне лошади тоже очень нравились, но чисто эстетически, со стороны. А в "Гардемаринах" я первый раз сел на лошадь. Мне инструктор говорит - ну, поехали. Как? Куда? Я проскакал метров 15 и упал. Мне объяснили, что теперь надо привезти бутылку и выставиться. Это такие лошадиные законы. Я не поверил, плюнул, ничего не привез. Упал второй раз. Мне говорят: "Теперь вези две!" Я опять не привез. На третий день упал снова. Мне опять говорят: "Поверь, пока не проставишься, падать будешь постоянно". Тогда я привез сразу три бутылки, по одной за каждое падение. Ну и после этого поехал потихонечку. Сначала шагом, потом на мягкий галопчик перешел». 
  •  О возрасте («Комсомольская правда», июль 2015): «Нас мир переворачивает, перемалывает так, что у нас появляются под глазами морщины, здесь, здесь, здесь опускаются углы... Почему? Потому что если я буду вечно "солнечный одуван", то зачем, кому это нужно? Никому. Да, кого-то не интересует. Кто-то вспоминает, какой я был! Ты еще вспомни, какой я родился! Что же стало, что же жизнь делает? Да, делает. Это делает гибель родителей, делает гибель сына. Все делает. Жизнь рихтует материал».

 

Несколько фактов об Александре Домогарове

  • У актера есть старший брат Андрей (1953 г.р.) — преподаватель Московского автомобильно-дорожного института.
  • В 2000 году Александр Домогаров стал Заслуженным артистом России, а в 2007 — Народным артистом.
  • Быстро запоминает текст своего персонажа. Говорит: «Мозг актерский устроен так, что он быстро запоминает текст, но не факт, что через 20 минут после съемки сцены я этот текст вспомню. И есть же определенная техника: ты знаешь, о чем идет речь, и текст все равно подделываешь под себя, и если это не твоя стилистика речи, то как бы ты не учил, все равно не запомнишь. А если под себя "подмял", тебе удобно, то и запоминается проще».
  • Увлекается фехтованием, конным спортом, холодным оружием.