10 РОЛЕЙ АЛЕКСАНДРА ДОМОГАРОВА. К 100-летию театра им. Моссовета.

  3 марта 2023 г.


Что такое десять спектаклей в столетней истории театра... Это очень мало, если измерять цифрами. И, в то же время, это очень много. Это годы отданные театру, это прожитые роли, это смех, слезы, воспоминания и впечатления зрителей. Это – часть истории. Десять спектаклей Артиста и почти тридцать лет в одном театре. Мы хотим напомнить вам о них.

Как все начиналось.

В 1995 году режиссер Андрей Житинкин готовит к постановке спектакль «Мой бедный Марат» в театре Моссовета и приглашает Александра Домогарова сыграть роль Марата. Первую большую главную роль. Этот спектакль шел в театра Моссовета двадцать лет. Сначала на сцене под крышей, а потом и на главной сцене театра. Двадцать лет... да, пусть не часто, но спектакль всегда был аншлаговым и, наверное, и сейчас  продолжал бы собирать полные залы, если бы не достаточно уважительная причина, по которой он был снят. Все-таки героям по 18 лет, а за это время артисты немного повзрослели... Каким он был, каким запомнился, расскажут зрители. 
 

Марат – это Домогаров, настоящий премьер, но на этот раз, в отличие от мюзикла «Джекил-Хайд» не бенефициант. Здесь он часть трио, которое очень не хочется называть любовным треугольником – прозвучит пошловато и обеднит идею. У Домогарова роль очень сложная, потому что сверхположительная. Он в этой роли хорош, красив, трогателен в своих чувствах и понятен всем зрителям до последнего. Но только не Лике, которая то бросается ему на шею, то прогоняет его подальше. И до чего же сложно играть человека, который по нашим временам выглядит сущим ангелом.
***
Здесь нет того Домогарова, которого мы привыкли видеть на экране. Здесь есть великолепный театральный актер, который на все 110% играет свою роль – непростую, характерную, эмоциональную, драматическую. И я была далеко не первой, кто после этого спектакля совершенно иначе взглянул на Домогарова как актера, зауважал его и понял, что кино нам показывает его очень однобоко. Честно, он был настолько силен, он затронул самые потаенные уголочки души...
***
Спектакль 9 мая 2015 года был особенный. Это было прощание со спектаклем, может оттого и получилось сыграть как никогда.
Кидайтесь тапками сколько угодно, но я навсегда останусь при своем мнении. Это великий актер! Что он вытворял. В спектакле слились все его персонажи, когда-то сыгранные на сцене (только не надо про актёрские «штампы», здесь дело в другом). Как у композитора, когда в финале произведения как бы сходятся все темы…вот так было и у Домогарова. И я очень люблю когда он такой, когда я узнаю милые моему сердцу интонации, жесты, взгляды. Прямая спина, гордо поднятая голова, отрывистые фразы – Нижинский, порывистость и высокомерие – Дюруа, легкая пренебрежительность и молчаливая любовь – Сирано, солидность и «круглые» фразы – Вершинин, цинизм – Астров и снова фирменные паузы Нижинского. Марат – он похож на всех сразу. Столько было нового в последнем спектакле…
А о том, как принимали спектакль в Израиле, рассказывает сам Александр Юрьевич.
Вот самое яркое воспоминание – когда мы в Израиле играли спектакль – я уж не помню, сколько лет назад. Мы его к тому времени уже достаточно давно играли, знали, как он идет, где какая реакция зала, где люди замолкают, а где могут всплакнуть. Начали спектакль и – полнейшая тишина. Мысль была одна – дикий провал. Потому что тишина стояла гробовая, абсолютно никакой реакции от публики. Мы отыграли спектакль, потом была пауза секунд на тридцать, а потом аплодисменты. Когда зажгли свет, мы увидели, что люди в зале плакали. И это была высшая награда. Тогда в зале сидели в основном достаточно пожилые люди, знавшие то время не понаслышке. И вот это мы запомнили навсегда.
 
__________________________________________________


Под самый конец сезона 1997 года театр им. Моссовета сделал подарок столичным театралам. Около полувека на московской сцене не игрался «Милый друг» Ги де Мопассана. Здесь его поставил режиссер Андрей Житинкин. Вот что писала в эти дни пресса:

Подлинным открытием, одним из самых ярких впечатлений сезона стал Александр Домогаров – Жорж Дюруа. В «Милом друге» Домогарова многие даже не узнают. Это виртуозная работа актера, раскрывающая эволюцию героя от обаятельного не очень далекого сержанта из наемников в Алжире до прожженного циничного политика, уже давно продавшего душу Дьяволу. Неожиданный полуфантастический финал заставляет испытать настоящий катарсис, такой редкий нынче на театре. Пластичный, тонкий, ироничный «висконтиевский» артист по праву занял ведущее место в моссоветовской труппе. Хочется верить, что Житинкин открыл новую театральную звезду.
Елена Курбатова.

__________________________________________________

Пьеса Ростана «Сирано де Бержерак» – одна из самых известных и любимых и зрителями и актерами. Премьера это спектакля состоялась в театре Моссовета 30 декабря 2001 года. На роль Сирано режиссер Павел Хомский пригласил Александра Домогарова. 

Павел Осипович Хомский об Александре Домогарове в роли Сирано:

Что касается героя, то мне как раз кажется, это очень хорошо, что Саша сыграл эту роль. Потому что это дает ему возможность отойти от ярлыков, которые на него навешивают...

...В данном случае как раз театр имеет возможность дать актеру расширить свои актерские возможности. И я думаю, что хорошо это, потому что потенциал актера Домогарова гораздо больше того, к чему привыкли и театральные критики в том числе. И некоторых даже раздражает его появление в каком-то совершенно новом качестве. Такой мотив тоже не надо отбрасывать. Думаю, что это правильно и хорошо. Мне кажется, что Саша работает интересно... Это одна из тех ролей, которые можно совершенствовать всю жизнь,
к которым актер может возвращаться в разных возрастах...

... Я думаю, что возможности Домогарова гораздо шире, и театр заинтересован в том, чтобы дать ему раскрыться более полно как актеру и сыграть, может быть, то, что несколько будет непривычно на первых порах для зрителей, которые к нам приходят.

Отзывы зрителей о спектакле:

Спектакль просто суперский! Домогаров, Кабо, аплодирую долго и стоя. Потрясающая игра всех актеров без исключения! Мы с подружкой даже плакали во втором действии. Александр Домогаров держал весь спектакль на себе, он практически не уходил со сцены. Столько энергии я не видела ни в одном спектакле. Если можно было бы оценить спектакль по 10-балльной системе, я дала бы все сто! Очень здорово, огромное спасибо актерам!

***
Александр Домогаров в главной роли был просто великолепен – талантлив, харизматичен, убедителен. Он создал необычайно симпатичного, яркого, запоминающегося, живого персонажа, за которым интересно наблюдать и которого невозможно не полюбить. Короче говоря, вместе с четвёртым театром, в который я захотела ещё не раз вернуться, я обрела четвёртого актёра в число любимых.
***
Домогаров играет так, как не играет уже давно никто. В современном театре он, пожалуй, единственный выкладывается так, что к концу спектакля у него трясутся руки и дрожат колени – и это у здорового, простите, мужика. Больше всего по отдаче и исполнению и трагизму напоминает Высоцкого, и эмоции вызывает почти такие же. Ах, да, забыла сказать, что за те 6 спектаклей, которые я видела, он ни разу не повторил ни одной эмоции, ни одной интонации.
Я не берусь оценивать весь спектакль, ведь он и держится практически только на Домогарове и отчасти на Виноградове. Но моя подруга с философского факультета в итоге сказала так: «В этом спектакле я могу раскритиковать все, что угодно, кроме игры Домогарова...» Собственно вот так.
Что касается самого Сирано де Бержерака – Александра Юрьевича Домогарова, то это один из ярчайших образов сыгранных этим замечательным актёром! Да и вообще в современном театре!
***
Могу сказать одно, это самый сильный Сирано, который я видела. Игра Домогарова особенно в первых спектаклях была выше всяких похвал. Было ощущение, что это спектакль одного актера. Ходила несколько раз. Позже это был спектакль замечательной труппы.

__________________________________________________

В апреле 2005 года на сцене Театра имени Моссовета состоялась премьера музыкальной драмы «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (постановка П.Хомского по мотивам американского мюзикла Ф.Уайлдхорна и Л.Брикусса «Джекил и Хайд»), в котором Александр Домогаров сыграл и спел одновременно две главные роли: доктора Джекила и мистера Хайда. Этот прием, довольно банальный для кино, почти невыполним в театре. В кульминационный момент спектакля (диалог Джекила и Хайда) актеру не могут помочь ни грим, ни сценические эффекты, – только ТАЛАНТ и МАСТЕРСТВО, мгновенное психологическое ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ, ИНТОНАЦИЯ, ЖЕСТ, МИМИКА. Премьере предшествовали два года репетиций, занятия
пением, работа с хореографом.


Павел Осипович Хомский о выборе Александра Домогарова на главную роль в спектакле «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

Это очень сложная роль. И ее должен играть очень хороший артист. Выбрали Домогарова, потому что он именно такой актер. Саша никогда еще в музыкальных спектаклях не участвовал, но на телевидении звучали записанные им песни. Он человек подготовленный, прекрасно играет на фортепиано. И последнее: мне кажется, Домогаров до конца не раскрыл свой актерский потенциал. К нему  в свое время прилепили ярлык – красивый герой-любовник. В нашем театре он прекрасно играет в спектакле «Мой бедный Марат». Это глубокая роль, с разнообразными внутренними психологическими ходами. А образ Сирано совершенно не из амплуа героя-любовника. О Домогарове тогда написали, что он красив даже несмотря на приклеенный нос. Я считаю, что это серьезная и очень большая актерская работа. Тем более что он в ней совершенствуется. Спектакль живет своей жизнью, каждый из персонажей тоже: один что-то теряет, другой находит. Мне кажется, только сейчас Александр Домогаров обретает в этом спектакле настоящую свободу, он стал играть еще лучше.

Газета «Коммерсант» писала после премьеры спектакля:
Александр Домогаров не просто сыграл два противоположных образа, но еще и спел их. И хотя сам артист критично относится к своему пению, называя его «драматическим вокалированием», партия ему удалась. Особенно эффектен «дуэт», где Джекилл и Хайд пытаются «разобраться» друг с другом. Актер поворачивается к зрителям то одной, то другой стороной лица: правая, открытая и светлая, – это Джекилл, левая, темная, завешанная длинными спутанными кудрями, – Хайд. Небольшие изменения в тембре голоса – у Хайда он хрипловатый и как бы более низкий. Никакого дополнительного грима – только парик, который Домогаров ухитряется надеть так незаметно, как это мог бы сделать только фокусник Копперфильд.
19 апреля 2005 г.
Отзывы зрителей.
Спасибо всем кто делает этот спектакль! А. Домогаров замечательный драматический актер! Я просто не представляю как Домогаров отходит от этой роли! Столько в ней эмоций, страсти, напряжения... До дрожи... Я не его поклонница, но даже мужчины были в сумасшедшем восторге и смогли оценить силу его таланта...
***
...И Джекила, и Хайда играл Александр Домогаров – актёр талантливый, харизматичный, убедительный. Играл, перевоплощаясь из одного своего персонажа в его альтер эго в считанные секунды и пренебрегая при этом переодеваниями, гримом и прочими уловками: неуловимое движение – и благообразного джентльмена Джекила с прямым станом и ровным голосом сменяет брутальный невротик Хайд с движениями хищного зверя, хриплым и грубым голосом, скрытым под длинными волосами лицом. Эти двое при этом – действительно разные, как день и ночь, и сыграть, а главное – спеть их обоих наверняка трудновыполнимая задача, но Домогаров справился с ней безупречно, благодаря чему не только остался в пятёрке моих любимых актёров, но и начал претендовать на первое место среди таковых.
***
Я не являлась поклонницей Александра Домогарова до тех пор, пока в Театре имени Моссовета не увидела спектакль «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», где артист играет сразу две роли: доктора Генри Джекила и Эдварда Хайда. После этого я смело утверждаю: Домогаров – великий драматический артист. Не представляю, сколько сил и таланта нужно, чтобы сыграть, КАК в считанные минуты из нормального человека превратиться в страшное чудовище в облике человека. Александр это делает так, что у меня, сидящей в десятом ряду, буквально волосы дыбом вставали. Никогда прежде, а спектаклей я смотрю немало, не было такой реакции на игру актёра. Зал сидел, затаив дыхание. И могу себе представить, что ощущали сидящие в первых рядах. А ведь он ещё в спектакле «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» и поёт, да как поёт!
После такого спектакля я совершенно по-другому посмотрела на актёра Александра Домогарова и считаю, что ему под силу очень значительные трагические и драматические роли, вплоть до Гамлета или короля Лира.


__________________________________________________
 
27 декабря 2009 года в театре им. Моссовета состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня» в постановке Андрея Сергеевича Кончаловского, первого спектакля Чеховской «трилогии».


Пресса о спектакле:
Это достойная постановка, внятная по мысли и эмоции, обеспеченная целым рядом хороших актерских работ. Главная радость, на мой взгляд, – Александр Домогаров в роли доктора Астрова. Давненько (а может быть, и вообще ни разу) этот артист не выглядел на сцене столь убедительно, сильно и точно. Астров Домогарова красив, тонок, и понятно, почему он так нравится женщинам. Этому Астрову, в отличие от десятков других, играемых нынче, действительно веришь: этот и вправду, может быть озабочен красотой лесов и трагедией их вымирания. Этот и впрямь насквозь видит Елену Андреевну, похожую в исполнении актрисы Театра «Сатирикон» Наталии Вдовиной на жеманную приму немого синематографа. Его тянет к ней на уровне мужского инстинкта, а ум и душа моментально фиксируют пустоту и никчемность. Этот Астров сердечно любит Войницкого, как любят ребенка со всеми его милыми нелепостями. И к водке его тянет неудержимо, это уже недуг, который он как врач осознает, но как человек, безнадежно затянутый в уездную трясину, сознательно не пытается побороть. Привычная маска артиста Домогарова, эдакая ироничная, вальяжная расслабленность, здесь попадает в яблочко, ибо она строго дозирована и сменяется минутами глухого, молчаливого отчаяния. Как только доктор вспоминает о своей врачебной практике, перед его глазами будто встают картины людского убожества и несчастья, сыграны эти состояния без пафоса, с обезоруживающей искренностью.
Наталия Каминская
«Культура» №1, январь 2010 г.

Отзывы зрителей:

Астров – великолепен, Александр Домогаров так органично живет на сцене в этом образе. Все время было ощущение, что именно этот герой – главный.

***

Александр Домогаров – самый интересный и талантливый актер. Что бы он ни делал, на сцене или на экране, в любом интервью – он всегда в меру искренен, интересен, затягивает в свою орбиту, заставляя прислушиваться к каждому сказанному им слову. В роли Астрова он настолько силен, убедителен, харизматичен, что начинаешь следить за каждым его движением, ловить каждое слово, понимать его боль, тоску, пристрастие к водке. Домогаров так мощно сыграл свою роль, талантливо, достойно, сыграл судьбу русского человека.

***

Великолепный спектакль. Александра Домогарова раньше видела только в киноролях, на сцене театра первый раз. Он открылся для меня с другой стороны. И эта его сторона, театральная, мне нравится больше.
Александр Юрьевич настолько органичен и неподражаем в роли Астрова, что создается ощущение, будто бы Чехов только его и предполагал в этой роли - уставший от жизни, но живой, надежный, умный, обаятельный и такой настоящий… ему веришь, каждому слову, каждому жесту веришь…
Каждое движение – попадание в десятку. Так мастерски вживаться в роль, так жить на сцене может только по-настоящему талантливый актер!!! Браво, Александр Юрьевич!
__________________________________________________

Премьера спектакля «Три сестры» в постановке Андрея Кончаловского состоялась 6 октября 2012 г. и стала своего рода идейным продолжением спектакля «Дядя Ваня». По словам режиссера, замысел состоит в том, чтобы воплотить на сцене мир чеховских пьес и представить их, как одну большую симфонию, где одна пьеса может плавно перетекать в другую. Следующая пьеса играется в тех же декорациях и приблизительно тем же составом артистов.

Александр Домогаров... Вот это полковник... Вот это дал... Вальяжен – знаменитый низкий домогаровский голос уходит наверх. Благодаря его игре понимаешь, почему жена такого человека все время покушается на самоубийство. И говорит, и философствует пустое создание, и от любящей женщины отмахивается, как от чего-то неприличного. Понятно, что не для прикола такой Вершинин нужен Кончаловскому.
Марина Райкина
МК, 30 октября 2012 года.

Отзывы зрителей.

Совершенно необычно выглядит Вершинин в исполнении Александра Домогарова – мы привыкли видеть его скучающим, странным и таким, слегка пресыщенным женским вниманием красавцем, а здесь перед нами немолодой, скучный, усталый человек, который ничем (даже голосом!) не напоминает нам о его исполнителе. Это настолько ДРУГОЙ Домогаров, что сначала его даже узнать невозможно (вы только вдумайтесь: не узнать Домогарова! Это вообще как?!?).

***

Очень и очень. Замечательная постановка. Домогарова даже не узнала сразу, настолько он другой, чем обычно в кино, шевелюра прилизана, пришепетывает... Не ожидала, была приятно удивлена. Зауважала... Даже не думайте, идите!

 ***

Невероятно интересен А. Домогаров (Вершинин). Сыграть такое недоразумение под силу только большому мастеру!!!
Потрясающий спектакль, удивительная, необычная трактовка роли Вершинина как режиссером, так и исполнителем – Александром Домогаровым! Александр Юрьевич удивил…, нет не удивил, а ещё раз убедил в том, что он мастер перевоплощения!!! После вчерашнего Астрова, в роли Вершинина его и узнать-то трудно – манеры, движения, голос…всё кажется незнакомым! Браво, Александр Юрьевич!!
__________________________________________________
  
Премьера спектакля «Вишневый Сад» состоялась 27 февраля 2016 года и завершила режиссерскую задумку о чеховской трилогии. За роль Гаева Александр Домогаров был удостоен театральной премии газеты «Московский комсомолец» (лучшая мужская роль)


Каким увидели Александра Домогарова в роли Гаева представители СМИ:

«Как жаль, что наш любимчик не на сцене», – сказала одна дама другой в фойе театра. Высокий мужчина не стал гадать, а напрямую поинтересовался у билетера, где же Домогаров. «Как! – воскликнула сотрудница театра. – Он весь первый акт отыграл!» В числе зрителей, не узнавших мастера на сцене, был и корреспондент «ВМ».
«Вечерняя Москва»

***

В субботу в Театре имени Моссовета давали «Вишневый сад». Спектакль с Юлией Высоцкой и Александром Домогаровым в главных ролях поставил Андрей Кончаловский. И если Высоцкая в образе Раневской узнаваема и предсказуема, то вот Домогарова действительно не узнать. От героя детективов, от следователя Турецкого не осталось и следа. На сцене был... нет, правильнее сказать, на сцене жил полноватый рафинированный интеллигент, пасующий перед любой проблемой и желающий лишь одного: чтобы его оставили в покое. Наверное, именно таким и задумывал брата Раневской сам Антон Павлович Чехов.
Гаев – пожалуй, лучшая роль Александра Домогарова, отработавшего у Кончаловского во всей трилогии. Внешне почему-то схож с артистом Качаловым (пенсне, мягкие манеры), но характер создан удивительно тонко, вальяжно и неспешно – как, собственно, и живет его персонаж. И верная интонация найдена (барская, нараспев), и жест. В этой роли для любого артиста есть свои нелюбимые подводные камни, умение обойти которые только подтверждает класс артиста. Таким камнем является монолог Гаева в первом акте, обращенный к шкафу: «О, многоуважаемый шкаф…» У Кончаловского Гаев произносит его, раскинув руки по спинке дивана и запрокинув голову, – это выглядит органично и смешно.
«Московский Комсомолец»
 ***
Домогаров в роли помещика Гаева, «проевшего состояние на леденцах», благодаря видению режиссера, стал практически не узнаваем для зрителя, вызывая сначала недоумение – а затем, благодаря тонкой передаче характера героя и искрометному юмору, – создает образ этакого идеалиста – романтика, и, поневоле, становится одним из самых значимых героев «Вишневого сада» Кончаловского.
«Все новости 24»
 

Отзывы зрителей.
Александр Домогаров настолько перевоплотился в роли Гаева, что до неузнаваемости изменил голос! В антракте я даже переспросил у смотрителя театра, а Домогаров ли это?) Оказывается, не только я его не узнал, очень многие не верили, что перед ними их любимый артист!
***
Александр Домогаров - снова чудеса перевоплощения. До неузнаваемости!!! Гаев в исполнении Александра Юрьевича интеллектуален, раним, инфантилен, до комичности пуглив. Человек добрый, по своей сути, но не способный принимать какие-либо решения, брать ответственность, на себя, всё должно решиться само собой. Александр Юрьевич, удивительный актер, высочайший Мастер!! Браво!!!
***
Домогаров в роли Гаева просто невероятен!!! Этот персонаж обычно не очень внятен и понятен и зрителям и даже самим постановщикам, а здесь он замечательно точен, тонок и очень убедителен!
__________________________________________________
 
13 сентября 2020 года состоялась яркая и незабываемая премьера одного из лучших спектаклей в нынешнем репертуаре театра - "Ричард III" по пьесе Уильяма Шекспира, в котором Александр Домогаров сыграл мощную, яркую и, по мнению театральных критиков, одну из лучших своих ролей.
 

Пресса о спектакле и игре Александра Домогарова:
В трактовке Александра Домогарова, Ричард III умен, коварен, жесток, решителен. При этом, он умеет вызвать острую жалость к себе. Он способен казаться глубоко  набожным. А если требует ситуация, то еще и сексуальным, томно подчиняющимся женской воле. (В такие моменты Домогаров откидывает «подпорки» в виде хромоты и сгорбленности, и зритель видит хорошо знакомые черты Жоржа Дюруа из «Милого друга» или Сирано де Бержерака). К чести Александра Домогарова, артист, следуя заповеди Мейерхольда, стремится, как можно дальше уйти от предыдущих, успешно сыгранных им ролей, и не повторяется.
Ричард уничтожает потенциальных претендентов на трон, и в финале оказывается одинок и ненавидим народом и лордами. При этом – самое удивительное – его действия по большей части настолько банальны, что сам он искренне удивляется тому, столь глупы или пугливо-безропотны оказываются те, кого его выходки приводят к трагичному финалу.  Собственный финал тирана жалок и страшен. Королевский двор с его застольями и богатством в трактовке Нины Чусовой (и сценографии Владимира Ерешко) – самое опасное место в королевстве.
Елена Булова.
www.moydom.moscow
***
Что касается самого персонажа в исполнении народного артиста Александра Домогарова, то вышел он... очень  настоящим. Персонаж ощущается, чувствуется, что перед тобой человек, а не персонаж спектакля. Хрип в голосе  обволакивает до дрожи. А когда Домогаров садится играть уже упомянутую мелодию, мурашки, не сговариваясь,  начинают отплясывать безумное самбо.
Денис Лукьянов
***
Дьявольская природа Ричарда, впитанная с молоком матери, позволяет Домогарову демонстрировать необыкновенное обаяние, в том числе отчаянного борца за правду, жонглирующего совестью, как мячиком на политической арене. Страх и выгода – вот его главное оружие. С их помощью он превращает любого человека в марионетку, послушную его воле. Ричард Домогарова хорошо усвоил этикет коридоров власти с приклеенной улыбкой, поэтому скрипя сердце угождает такому же лицедействующую королю в исполнении Михаила Филиппова, решившего ради своего удовольствия помирить заклятых врагов двух непримиримых кланов Алой и Белой розы. Собирая вокруг себя непослушных вассалов, он приходит в восторг от
реализации благородной идеи, не понимая, что для них это всего лишь представление с разноцветными надувными шариками.
Любовь Лебедина.  
Деловая трибуна 26 сентября 2020 г
В театре им. Моссовета премьера спектакля «Ричард III»! В главной роли – Александр Домогаров!
Вы увидите другого Домогарова, который давно, наверное, хотел сыграть такую драматическую роль – обиженного, импульсивного, завистливого, но при этом яркого и талантливого злодея, истинное чудовище в человеческом обличье – злобного уродливого горбуна, хитрого и жестокого! Чуете, что не героя-любовника! В этой пьесе главный герой Ричард III внесен в Книгу рекордов Гиннесса по количеству произносимых им слов. Как это удается на сцене Домогарову до сих пор удивляюсь! Это очень тонкая и сложная работа, и, если у режиссера нет контакта с главным исполнителем, можно и не начинать. Поэтому, как призывает героиня Татьяны Дорониной в фильме «Старшая сестра» – Ступайте, ступайте в театр... хотя бы на один вечер!
Светлана Винтер
27 сентября 2020 г.
***
Нина Чусова изловчилась так поставить «Ричарда III» в Театре им. Моссовета, что на одну из самых жестких шекспировских пьес о кровавой цене, какой достается тирану власть, смело можно идти всей семьей от внуков-школьников до бабушек-пенсионерок.
Главный «гвоздь программы» здесь, конечно, Александр Домогаров, необычайно убедительный в роли горбуна и преступника Ричарда, обладающего, тем не менее, даром своеобразного очарования. На физических недостатках героя спектакль не концентрируется, куда важнее рельефный показ характера деспота, с которым можно идти на сделку, только полностью забыв о совести, а иначе потеряешь жизнь.
Анна Чепурнова
«Труд»
***
Спросите любого, кто хоть немного знает пьесу, каким ему представляется Ричард? Думаю, что ответ последует незамедлительно: обиженным судьбой, мрачным, злобным, завистливым, властолюбивым калекой.
Ничего подобного вы не увидите в моссоветовском спектакле! Но спросите меня: каков Ричард Александра Домогарова? – и я не смогу ответить однозначно. Потому что его человеческая сущность не поддается традиционным формулировкам. Он зыбок, неуловим, многообразен, «един во множестве лиц». Этот Ричард отнюдь не мрачен, не злобен, не очень-то и завистлив. А самое главное – не ущемлен, потому что вовсе не калека. Вернее, не совсем калека в общепринятом смысле. Ну да, есть на его правом плече небольшой горбик, но он никоим образом не портит мужскую стать, привлекательность и обаяние Ричарда. Ты чувствуешь в нем недюжинную физическую силу, которой отличался и его исторический прототип. Да, он властолюбив, но не фанатично. Просто он понимает, что мог бы стать лучшим королем, чем Эдуард или лощёный и наивный братец Кларенс. Поэтому Ричард и начинает плести свои интриги. И делает это легко, с усмешкой, без особых усилий, как бы играючи.
Наверное, главная его черта в этом и состоит: он игрок! Ему нравится сам процесс подковёрных игр, устрашения и порабощения одних и соблазнения других. Покорность и послушное молчание окружающих доставляет ему неизъяснимое «творческое» наслаждение! Ричард Домогарова – прагматичный политик, тонкий, вдумчивый экспериментатор, талантливый лицедей, и, может быть, даже экстрасенс. Поэтому, наверное, он в состоянии так искусно подавить волю собеседников и окутать их паутиной своей адской логики и напора. Сцена соблазнения Анны и подчинения своей воле Елизаветы – ярчайшее этому доказательство! Но, при этом, ничто человеческое Ричарду не чуждо: он горд, мстителен, самолюбив и сластолюбив, хоти простые мирские радости ему быстро наскучивают. Свидетельство тому – его тоска и раздражение в сцене помешательства супруги. Надоедают ему и унылое течение жизни, и даже вожделенная власть.
После спектакля услышал реплику одной зрительницы: «Здесь всех жалко. И Ричарда тоже!» Поначалу внутренне возмутился, но потом задумался и с ужасом понял, что и я в чем-то сочувствую Ричарду. Особенно в сцене его отчаяния перед смертью: «Коня, корону за коня!» И решительно укорил себя за малодушие и мягкотелость. Не знаю, задумано ли такое отношение к своему герою режиссером и артистом, но это факт. Слишком уж привлекательна фигура этого необычного амбивалентного человека… И «виноват» в этом блистательный артист Александр Домогаров, сыгравший, на мой взгляд, одну из лучших своих ролей.
Павел Подкладов.
«Ревизор» 6 ноября 2020г.
***
Думаю, что работу Александра Домогарова в этом спектакле можно вполне назвать выдающейся. Вообще, с этим актером происходят странные вещи. Вокруг него роется такое невероятное количество скандалов, что мы подчас склонны забывать: это очень крупный актер. Например, то, что Домогаров делает в спектакле Павла Хомского «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» по Стивенсону, - это невероятная актерская работа. Сыграть, да еще и спеть двух разных людей – не знаю, кто это еще сможет.
За Домогаровым невероятно интересно смотреть. Тот случай, когда это не роль, а жизнь. Жизнь воплощенного зла, которое находит разные приемы, чтобы реализовать себя в очередном убийстве или предательстве. Есть роли, которые можно сыграть на актерской технике. Исполнение Ричарда требует того, чтобы прожить жизнь и что-то понять в ней. Не исключаю, что я просто сильно увлечен психологией, но иногда мне всерьез казалось, что для Домогарова спектакль - это такой психотерапевтический сеанс, в котором психологом выступает зритель, а актер выбрасывает из себя всю накопившуюся черноту.
Российская газета
***
Нина Чусова, режиссёр Театра им. Моссовета, поведала нам историю о взлёте и падении кровавого Ричарда. Его роль ярко исполняет прекрасный актёр Александр Домогаров – и, пожалуй, это лучшая работа в его галерее образов. Сдержанный и спокойный на киноэкране, в шекспировской пьесе Домогаров полностью преображается, сменяя маску привычного амплуа на безумное, коварное лицо британского интригана. Спектакль длится больше трёх часов, Ричард присутствует почти в каждой сцене – и своей харизмой держит весь зал в предвкушении кровавого пира. Артист по-настоящему раскрывает свой талант, соединяя актёрскую пластику с безудержной эмоциональностью. Его герой переходит с шёпота на крик, смеётся или в ярости гремит тростью по столу, подчиняет своей воле союзников, горит и сгорает в костре амбиций. Потому отход от привычных амплуа и мастерское исполнение нового, непривычного типажа – не только шаг во мрак, но и подлинное развитие.
Отзывы зрителей
Ричард в исполнении Александра Домогарова великолепен и хоть не ассоциируется у меня Александр Юрьевич со злодеем и уродом, но роль удалась) Мимика, жесты, игра взглядом – это неповторимо, и это только Домогаровское, неподвластное никому больше... И, несмотря на то, что Ричард злодей, исчадие ада, но ему сопереживаешь, его жалко... Борьба с самим собой, с собственным «Я»... Этого не пожелаешь и врагу.
***
Роль Ричарда невероятно сложная. Роль, вмещающая тяжёлые психологические метаморфозы короля как личности: от злости и одержимости до безумия и помешательства, и в конце – отчаяния. Весь этот глубокий процесс героя позволяет нам увидеть и понять игра Александра Домогарова. Да даже слово «игра» не опишет всего, что этот человек творил на сцене. Это была целая жизнь. Александр Юрьевич изменился до неузнаваемости, ничего при этом не меняя визуально. Но голос будто не его, взгляд не его, паракинесика тоже не его, а всё это герцога Глостера.
***
Идите и смотрите. Интересная постановка. Но главное - превосходная, талантливая игра Домогарова. Он создал на сцене великолепный образ злодея, который стал таким вследствие нелюбви своей матери. Домогаров не играет на сцене, он живет этим образом.
***
Главное, конечно, Ричард. Которого – сыграл? прожил? показал? я не знаю нужного слова... Которым БЫЛ вчера Александр Домогаров. Я давно знаю, что он великий драматический актер. Для меня он стал таковым, когда его Нижинский пытался ответить сколько ему лет. Но вчера это было что-то иное. Актер был актером. Только Александр Юрьевич играет в спектакле, а Ричард играл в людей. Мне было страшно. Очень страшно, что так мастерски, тонко, цинично и чрезвычайно жестоко можно играть с чужими судьбами, чувствами, жизнями. И получать от этого извращенное удовольствие. Я просто не представляю как можно такое «сыграть». Когда я иногда встречалась взглядом с Александром Юрьевичем я еле сдерживалась, чтобы не зажмуриться и не закрыть глаза руками (или не сдержалась... не помню...). Очень сильный, тяжелый и впечатляющий
образ.
***
Спектакль не просто хороший, он замечательный, Александр Домогаров держит внимание с самого первого появления на сцене и не отпускает. Сказать, что я была поражена, это ничего не сказать. Я испытала культурный шок! Он, реально, велик!


В любой своей роли на сцене Александр Домогаров общается со зрителем. Как ему это удается – неведомо. Дар Божий. Александр Юрьевич «открыт» во время спектакля, а кто-нибудь задумывался, какой ценой ему достается эта откровенность. Легко ли вот так «подставить» себя на всеобщее пожирание? И сколько седых волос прибавляет каждый спектакль? 
 
 
«Мой бедный Марат» - 1 мая 1995 г.
«Бегущие странники» - 29 декабря 1996 г.
«Он пришел»
«Милый друг» - 20 июня 1997 г.
«Сирано де Бержерак» - 30 декабря 2001 г.
«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» - 16 апреля 2005 г.
«Дядя Ваня» - 27 декабря 2009 г.
«Три сестры» - 6 октября 2012 г
«Вишневый сад» - 27 февраля 2016 г.
«Ричард III» - 13 сентября 2020 г.