Автор: Г. Мопассан
Режиссер-постановщик: Народный артист РФ Андрей Житинкин
Роль: Жорж Дюруа
Премьера состоялась 20 июня 1997 г.
Современная сценическая версия самого знаменитого произведения Ги де Мопассана "Милый друг" у режиссера Андрея Житинкина ни что иное, как захватывающий авантюрный роман. Жорж Дюруа (Александр Домогаров) разгуливает по Парижу в черных кожаных штанах и модной майке. Он прибыл в столицу из Алжира, он слишком хорошо знает запах пороха, крови и военных дорог и не имеет никакого понятия о хороших манерах. Но очень скоро Жорж Дюруа поймет, что Париж мало отличается от Алжира и его можно завоевывать так же бессовестно и грязно, как он это делал в одной из французских колоний. На сцене огромный белый подиум, одновременно служащий и роскошной постелью. Для Дюруа это единственно возможный путь наверх. И он идет по нему, почти буквально перешагивая через трупы, головы и тела тех, кого использовал для достижения своих целей, для получения золота и власти. Красочный, стремительный и увлекательный спектакль,поставленный Житинкиным семь лет назад, и сегодня нисколько не потерял своей актуальности. А участие в нем Александра Домогарова, Маргариты Тереховой, Нелли Пшенной, Александра Пашутина, Ларисы Кузнецовой обеспечивает "Милому другу" преданную зрительскую любовь.
Пресса о спектакле.
20 июня 1997 года, под самый конец сезона, театр им. Моссовета сделал подарок столичным театралам. Около полувека на московской сцене не игрался «Милый друг» Ги де Мопассана. Его поставил режиссер Андрей Житинкин вместе со своим постоянным спутником художником Андреем Шаровым.
Формула успеха спектакля просчитана безупречно: пряный, завораживающий текст Мопассана, стопроцентная интрига, изумительные декорации и костюмы и, конечно, моссоветовские звезды: Терехова, Домогаров, Ильин, Пшенная, Иванов, Адоскин и примкнувший к ним блестящий и непредсказуемый Владимир Стеклов.
Думается, Житинкин совершенно не случайно обратился именно сегодня к этому бессмертному роману. Время “милых друзей” наступает. Огромное количество всем известных политиков и общественных деятелей используют “механизм успеха” Жоржа Дюруа. Режиссер как бы ставит тест, вовлекая зрителей в очень энергичное действие, – сколько процентов Дюруа присутствует в каждом из нас?
Подлинным открытием, одним из самых ярких впечатлений сезона стал Александр Домогаров – Жорж Дюруа. После удачных героев-любовников в Театре Российской Армии артист мощно заявил о себе, как о нетривиальном герое в первом спектакле на моссоветовской сцене – “Мой бедный Марат” Арбузова. Тогда поразили его лирическая незащищенность и такое немодное сегодня благородство.
В “Милом друге” Домогарова многие даже не узнают. Это виртуозная работа актера, раскрывающая эволюцию героя от обаятельного не очень далекого сержанта из наемников в Алжире до прожженного циничного политика, уже давно продавшего душу Дьяволу. Неожиданный полуфантастический финал заставляет испытать настоящий катарсис, такой редкий нынче на театре. Пластичный, тонкий, ироничный “висконтиевский” артист по праву занял ведущее место в моссоветовской труппе. Хочется верить, что Житинкин открыл новую театральную звезду.
Елена Курбанова
Маргарита Терехова о работе с Александром Домогаровым в спектакле «Милый друг»
Домогаров мне нравится, и я с радостью играю вместе с ним в спектакле «Милый друг». Сами понимаете, noblesse oblige (положение обязывает), и, хотя Домогаров совсем не блондин с пышными усами, каким описан Дюруа в романе Мопассана, народ сразу принял спектакль с восторгом. А спектакль не может нравиться, если плох герой. Правда, французы к нам за кулисы не заглядывают. Анатолий Эфрос однажды сказал, боюсь процитировать неточно, но суть его напутствия такова: «Самое главное для актера - воспитывать и растить в себе свое внутреннее художественное естество». Очень хорошо, на мой взгляд, было для Александра поработать в Польше с настоящими мастерами и в театре, и в кино. Я сразу заметила в нем перемену. Появились большая собранность и большее доверие к себе. У Домогарова сейчас очень много разных работ. И я надеюсь, что он выдержит это с честью. Станет настоящим мастером, не потеряв обаяния.
Андрей Житинкин об игре Александра Домогарова.
В «Милом друге» Александр играл в дуэте с Маргаритой Тереховой. Это была бешеная по энергетике пара. Я даже попросил помощника по реквизиту вместо стеклянных выдать артистам металлические бокалы, на всякий случай, чтобы не поранились. После спектакля реквизиторы показали продавленные руками Домогарова и Тереховой бокалы: настолько те были охвачены страстью на сцене.
Фрагмент книги Элины Богалейши «Два портрета на фоне времени»
Домогаров — актер-трудоголик, как он сам о себе говорит. Он настолько ответственен перед зрителями, что иногда готов выйти на сцену даже будучи нездоровым. Примером тому случай, который произошел в Петербурге, где театр Моссовета был на гастролях со спектаклем «Милый друг». Отыграв половину первого действия, в течение нескольких минут никто из актеров не вышел на сцену. Разбрасывая стулья, режиссер Андрей Житинкин, сидевший в зале, бросается за кулисы. Александр Домогаров в окружении актеров лежал без сознания. Накануне он жаловался на боль в ноге, так как получил травму на съемках сериала «Графиня де Монсоро», в котором сыграл в самой, на мой взгляд, романтической для себя роли графа де Бюсси. Врачи до начала спектакля сделали ему укол анальгина, целых пять кубиков, а через некоторое время сосуды не выдержали, и актер потерял сознание. Очнувшись, Александр Домогаров твердил только одно: «Занавес!» и пытался выйти на сцену. Его остановили.
Стоит добавить, что плохо было в тот вечер не только Домогарову и Житинкину, но и продюсеру. Действие спектакля отложили на пятьдесят минут. Зрители терпеливо ждали и, по словам режиссера, «аншлаг был у буфетчицы». Однако играть Мопассана, где главенствует не только флирт, но и нешуточные страсти, превозмогая жуткую боль, было нельзя. Спектакль пришлось отложить на следующий день.