О музыкальном спектакле "Вертинский"

В Москве случилось Событие
«Мадам, уже падают листья!» - эта легендарная фраза оказалась из романса Вертинского. Не знала, как и многое из его жизни.
35 тысяч перевязок сделал Саша нашим солдатам, когда шла Первая мировая и помогать фронту было как дышать и жить.
В день Октябрьской революции у Вертинского случился бенефис и три повозки с цветами были брошены в центре Москвы под первые выстрелы…
Не стану пересказывать эти три с половиной часа моноспектакля - просто надо идти и смотреть! А главное СЛУШАТЬ. До слёз, дрожи и очень больших переживаний. Домогаров не сходит со сцены всё действо, и под конец его лицо даже становится заостренным как у Вертинского. Это заметили многие в зале, где шквал оваций поставил эмоциональную точку.
Я снимала, по рукам меня не били, хотя режиссёр Нина Чусова сидела совсем рядом. Ради вас, кто не попал, но после моей рецензии точно не пропустит это спектакль, когда он обязательно вернётся на более внушительную сцену с видом на Кремль.

Елена Ищеева
16 октября 2024 г.


У меня сегодня вечер открытий и закрытий. Поясню, с творчеством Вертинского, к сожалению, была знакома только по произведениям, которые Александр Юрьевич исполнял у себя на концертах (но я не об этом, наверстаю пробел в своих знаниях) И сегодня для меня был открыт новый мир, потому что эти кусочки биографии великого человека, прошедшего такую насыщенную, но трудную жизнь, помогли мне иначе взглянуть на часть школьной программы, а главное закрыть мой, как сейчас модно говорить, гештальт, а на самом деле дыру в осознании происходящего со мной 25-28 лет назад. Щемящая тоска по Родине, да, она своя, а когда ещё масса препятствий непреодолимой силы, она ужасна! Но тогда я не знала как назвать эту пустоту и состояние вакуума, а после забыла, сегодня, благодаря работе такой мощной команды (Нина Владимировна - мой низкий поклон и благодарность за создание таких нужных фундаментальных, настоящих и профессиональных "проектов"; Александр Юрьевич - слова излишни, смелость и уверенный курс на преодоление "высоты"; музыканты, Мим (Арлекин) - моё сердце сегодня пело) мой незакрытый вопрос в понимание непонятого - закрылся, я приняла все происходящее тогда, гармония случилась (если позволено как выразиться). Простите, что долго о себе, мне кажется это важно, когда спектакль настолько затрагивает зрителя, проникает в сердце и душу. Ловила себя на мысли несколько раз, жаль нельзя повторить, чтобы обратить внимание и на эмоции музыкантов, но, к счастью, амфитеатр предоставляет прекрасный обзор! Технические моменты бывают даже у хорошо отрепетированных постановок,  а сегодня вдвойне сильнее эмоции захлестывали всех участников и было видно волнение вначале, а потом слаженность и профессионализм, ведь даже автомобилю нужен разгон.
Спасибо всем задействованным в постановке, что сегодняшний вечер состоялся в моей жизни и жизни всех пришедших зрителей.

Валентина Самойлова
16 октября 2024 г.


Вчера побывала на премьере спектакля "Вертинский",  с Александром Домогаровым в главной роли. Могу сказать: зритель, явно искушенный,  получил ВСЕ. Не скучная, живая, эмоциональная подача биографии легенды, через письма и истории из жизни. Безупречный, благородный выбор песен, из огромного репертуара. Непревзойденное, просто надмирное музыкальное сопровождение квартета Евгения Борца. И абсолютно уместный визуальный ряд, созданный мимом. Но главное: сам артист, проживший, прочувствовавший каждую строчку, каждую ноту. И, знаю, проделавший огромную работу. Огромную!  Это тот спектакль на котором и зритель - работает, умом, душой, сердцем, всем.
Также добавлю, что посещала премьеру с Крестной, которой 90 лет, она каждую песню знает наизусть, Вертинский для нее - реальность, молодость, она его помнит! Так вот этот человек ушел потрясенным, узнавшим много нового. Это о многом говорит.

Анжелика Пахомова
Главный редактор Издательства "7 дней"
17 октября 2024 г.


Посмотрела вчера спектакль «Вертинский» в исполнении недосягаемо большого Артиста - народного артиста России Александра Домогарова. Это щемяще актуальная сегодня история настоящего Русского, готового отдать все за возвращение на родину, к маминому сундуку, во сне являющемуся образом всего самого дорогого - дома.
Решение режиссера Нины Чусовой очень увлекательно - история жизни Вертинского в песнях, воспоминаниях и письмах оживает в исполнении самого Александра Домогарова через непрерывно обрамляющего его то молодого Вертинского, то представляющего руки матери, то Шаляпина, то мадам (куклу) из песни. В спектакле занят мим, пластичный и обаятельный артист Андрей Кислицын из Питера, и каждую секунду  сопровождает гения Вертинского виртуозный оркестр Евгения Борца, чутко слышащий каждое дыхание великого художника Домогарова.
Александр Юрьевич за два с небольшим часа рассказал, спел, а точнее - прожил судьбу самобытного и неповторимого в своем артистизме Вертинского, с его детства без родителей, первых шагов в профессии до скитаний в течение 25 лет по чужбине в поисках возможности вернуться в Россию.
«Почему я тогда оторвался от земли, за которую сегодня с легкостью готов отдать свою жизнь? До сих пор у меня нет ответа» - говорит в своих воспоминаниях Александр Николаевич.
А как остро и точно он говорит о своих 10-ти годах в Париже: «Мы, русские, обладаем уникальным даром - обживать любые страны».
В спектакле калейдоскопом видим истории знакомств с Шаляпиным, принцем Уэльским, Чаплиным, и каждый раз удивляемся естественности и легкости этих встреч. Про Федора Шаляпина я Вертинский вспоминает: «Только Россия может создавать таких колоссов. Вот он, вошел, большой русский артист».
Самые невыносимо больные четверть века вне Родины - скитания от Константинополя до Парижа - артист Домогаров так переживал, что казалось, сердце разорвется от тоски и печали. Попытка вернуться в Россию - письмо Молотову - самая горькая и пронзительная сцена. Сны на мамином сундуке, воспоминания о близких и общество русских людей - вот что согревало. И апогеем этого периода стали строки Вертинского: «Эти аплодисменты не только мне, они относились к моей родине, России».
И после этих унизительных кабацких концертов, невозможности вернуться, бесконечной любви к России Вертинский остался добрым и щедрым, веселым и ироничным. Спектакль заканчивается удивительно светло - артист полон любви к семье, дочерям, родине в песнях, исполненных на высочайшем уровне актерского мастерства и красивейшим голосом:
   «Ну не плачь, не плачь, моя красавица,
   Ну не злись, женулечка-жена,
   В нашей жизни всё ещё поправится!
   В нашей жизни столько раз весна!»
Это в песнях и сиянии Александра Домогарова - витального и позитивного, полного надежд.
Как хочется жить, страдая и переживая боль, влюбляясь и создавая новое. Спасибо за эту чудесную работу, любимые Нина и Саша. Вы создали чудо, откликающееся и во мне. И свои впечатления закончу цитатой настоящего патриота, истинного Русского человека и Художника, неповторимого Вертинского: «Я считаю себя абсолютно счастливым человеком: у меня есть Родина, семья и достойный труд».

Милена Авимская,
директор ЦАТРА
17 октября 2024 г.


Хочу выразить свое восхищение! Конечно, очень трудно передать словами те эмоции, которые я испытала, побывав на премьере спектакля «Вертинский», которая прошла недавно в Москве в Доме Музыки. (ММДМ). Но все-таки попробую. Блестящая актерская работа Александра Домогарова! Виртуозное музыкальное сопровождение и аранжировки Евгения Борца и его квартета.

Конечно, этот спектакль подразумевает очень большую музыкальную составляющую, но лично меня тронуло не столько погружение в творчество Александра Вертинского, сколько в его жизнь, в его переживания, в его эмоции. И трепетное отношение к великому артисту со стороны всех участников этого спектакля. Поэтому друзья, если в Вашем городе Вы увидите афишу «Вертинский. Александр Домогаров, Евгений Борец и его квартет», не то что идите, бегите, не сомневаясь, поскольку сейчас, как никогда, этот спектакль важен и актуален, как эмоционально, так и по посылу. И вообще, он всем нам очень нужен!

Ксения Стриж,
актриса, радиоведущая
6 ноября 2024 г.


На вчерашнем «Вертинском» в Доме музыки - полный аншлаг, билеты раскуплены давно.
Спектакль прекрасен – и сама постановка Нины Чусовой, и текст - Вертинский был еще и выдающимся литератором. Прекрасны его песни, прекрасен Саша Домогаров.
Я смотрел на него и думал, а ведь это не просто спектакль, это памятник Вертинскому. Вряд ли мы дождемся, когда ему установят настоящий в Москве. А тут, на сцене, живое воплощение его мысли, голоса, жизни. Это лучше, чем холодная бронза или мрамор.
Лет 25 назад я вместе с Настей Вертинской участвовал в закладке именной звезды ее отца на Площади Звезд перед концертным залом «Россия». Теперь на этом месте парк Зарядье, а плиты с именами великих артистов снесли вместе с залом при одноименной гостинице. Где они теперь..?(
Единственное, что, на мой взгляд, не хватало — это знаменитого романса Вертинского о мальчиках:
«Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожавшей рукой?»
Маша Вертинская, которая была вчера в зале, меня в этом поддержала. И Света Дружинина. (Выглядят, кстати, обе потрясающе).
И мы правы! «То, что я должен сказать» - одна из самых известных русских антивоенных песен. Посвящена погибшим юнкерам в 1917, но актуальна всегда, во время любой беды.
Спектакль ведь поставлен по воспоминаниям самого Вертинского - он во время Первой Мировой два года служил братом милосердия в санитарном поезде и сделал за это время 35000(!) перевязок раненым. Причем, тяжелых перевязок, на легких работали сестры. А после перевязок развлекал раненых песнями, пришив к белому халату помпоны, чтобы быть похожим на Пьеро…
Из минусов – запредельные цены в буфете: бутылочка шардоне (187 мл) - полторы тысячи рублей. Господа, это ж вам не притоны Сан-Франциско, а Дом Музыки!
В Большом театре, и то, в два раза дешевле. Кофе отвратительный – 300р. Принимают только наличными, хамят.
И где, в таком случае, Лиловый негр с манто?))

Станислав Садальский
12 ноября 2024 г.


...вечор в Доме Музыки Саня-стихарь установил личный рекорд. Полторы минуты всего лишь перед началом он был погружён в дремоту (такова особенность его организма. Кто-то не ездит на лифте, а кто-то засыпает в театре). Всё остальное действо смотрел с неослабевающим интересом, нахлопывал в ладоши! Два раза кричал "Браво!"
Прекрасный спектакль "Вертинский" обрела наша Первопрестольная, всем настоятельно рекомендую к просмотру. Пойти и культурно оздоровиться (следующий заявлен 9 декабря в театре им. Ермоловой).
В зале наблюдался аншлаг. Да, Москва любит и ценит Александра Домогарова.
Продюсером выступил Алексей Козин, который вообще, по-моему, не ошибается в своих начинаниях. И пластинку выпустил вдобавок.
Очень точная режиссура от Нины Чусовой. Всё невероятно атмосферно, почти музейно.
Вот, вроде бы, биография Александра Вертинского изучена, но в этом спектакле передана с какими-то событийными акцентами, так что жизненный путь великого шансонье открывается по-иному и предстаёт настоящим откровением.
Музыкальное наполнение выше всех похвал, очень тонкие музыканты в квартете Евгения Борца.
И пантомима от актёра Андрея (увы, не запомнил фамилию, но лично поблагодарил в закулисье) настолько дополняет театральный рассказ (ну, здесь, конечно, рука Чусовой чувствуется — мастер).
Отдельной строкой поздравим Александра Домогарова, очень целостная работа, найденный образ — доверительный, свойский разговор со зрителем.
Надеюсь, наше знакомство воочию обретёт ещё форму и совместных песен. Всё-таки поколенчески мы близки (хотя он возрастно чуть постарше, но выглядит чуть получше).
Также был приятно удивлён нежданным встречам с С. Ю. Садальским и волшебной певицей Марией Кац.
Радостно было присутствие в зале Светланы Дружининой с мужем и Марианны Вертинской.
Буфет работал. Но цены зашкаливали.
Александр Шаганов
12 ноября 2024 г.

Это самые настоящие «Волшебные сны наяву о далёком прошлом».
Вереницы воспоминаний и картинки прошлого заиграли с первой сказанной Александром Юрьевичем строчки. Ты словно окунулся в дореволюционные годы с началом спектакля: ясный и близкий-далёкий язык почти что того времени. Какие-то сложносочинённое детство и юность. Со своими нюансами: исключение из школы, ночёвки в подъездах, первое выступление… Будто это всё явственно встало перед глазами зрителя. Переезд в Москву, война, перевязки, вагоны, Брат-Пьеро, зависимости, падение и взлёт…
На сцене всего шестеро, но ты словно ощущаешь седьмого внутренним оком. Словно Сам Александр Вертинский прогуливается по зрительному залу и восходит на сцену, чтобы посмотреть воспоминания о себе… Что-то неощутимое, как поцелуй в загривок.
Магическое зазеркалье 60-х с мимом (великолепный и неподражаемый мастер душственного перевоплощения Андрей Кислицин), который немного позже материализуется на сцене. И ты будто бы во сне: отрываешь от зрительского кресла куда-то во вне, а это делают музыка, свет, запах, афиши, воспоминания и о своей прошлой жизни.
Это сны наяву о далёком и туманном прошлом. Я вижу эти волшебные картины наяву и улетаю куда-то далеко и высоко. Уже спустя несколько минут спектакля с трудом различаешь явь и навь.
Звуки, чарующие звуки квартета Евгения Борца - это музыка о судьбе, давних баталиях жизни, курьёзах и перипетиях. Ты будто во сто крат ярче видишь картинку и ощущаешь горечь утраты Родины…
Многолетние скитания по загранице будто бы оставляют шрам на твоём сердце: будто бы ты и сам эмигрант, ищущий счастья в краю далёком. Ты понимаешь о чём скорбит Вертинский. Все деньги мира не сравнятся с тем, что ты стоишь на родной земле и не можешь надышаться запахом Родины. Что ты нужен здесь и сейчас, что тебя принимают, в тебя верят и восхищаются на просторах твоей страны.
Турция, Бессарабия, Франция, Америка… Не важно где ты/он находитесь. Ты видишь метания души-мима на сцене, как буквально в некоторые моменты из него вытягивают душу из души. Видишь эти акварельные наброски прошлого, нечёткие, но достаточно подробные, чтобы материализовались из сцепления прошлого очертания.
Это яркий сон наяву, который рисуется самыми простыми словесными красками и сложной нотной грамотой на сцене. На ней разворачиваются баталии всей жизни в какие-то несколько часов.
Нине Чусовой удалось воплотить на сцене невероятное чувствопредставление со стёртыми гранями, где никто не играет Вертинского, а он присутствует на сцене и в зале. Где ты невольно явился свидетелем всей палитры ярких и тёмных красок с иронией и болью.
Таких долгих оваций театральной постановке я ещё не слышала в своей жизни. А глубину спектакля можно будет прочувствовать лишь посмотрев его несколько раз с разных точек в зрительном зале.
Выражаю искренние благодарности всей команде огромного по своей силе проекта Вертинский. И советую каждому хоть раз побывать на этом восхитительном спектакле!

Дарья Шаблинская
20 ноября 2024 г.

Сегодня в Москве, в драматическом театре имени М. Н. Ермоловой, с триумфом прошёл музыкальный спектакль "Вертинский".
Спектакль давно ожидаемый: и потому, что спектакль о Вертинском, и потому, что в главной роли народный артист России Александр Домогаров!!! Да ещё и на такой исторической сцене!!!
Актёрское мастерство Александра Домогарова восхищает!!! И сегодня - это была потрясающая актёрская работа, иногда казалось, что со сцены с нами разговаривает сам А. Н. Вертинский; Александр Домогаров вложил столько своей души, эмоций в эту работу - непостижимо!!!
Перед нами перелистывались страницы жизни великого актёра, певца и поэта на фоне великолепного музыкального сопровождения квартета Евгения Борца и пластического танца в исполнении Андрея Кислицина!!! Ещё один атрибут спектакля- зеркало, в котором отражались отрывки из памяти Вертинского!!!
Очаровательный баритон Александра Домогарова, пластика его рук восхитительно дополняли восприятие спектакля!!!
Блестящая режиссёрская работа Нины Чусовой, как всегда, изумляет!!! Сценические костюмы удивительно тонко поддерживали лейтмотив спектакля!!!
На спектакле присутствовала дочь А. Н. Вертинского - Анастасия Вертинская - Александр Домогаров и мы зрители тепло её приветствовали!!!
Хочется поблагодарить всех участников спектакля и причастных к нему за непередаваемое ощущение сопричастности к жизни замечательного человека и артиста - А. Н. Вертинского)))
БРАВО ВАМ ВСЕМ!!!!
Елена Семенченко
9 декабря 2024 г.

Недавно была на спектакле Александра Домогарова «Вертинский» в постановке талантливой Нины Чусовой. Блестящий спектакль, прекрасный Домогаров в роли Вертинского. Он не старается показать Александра Николаевича манерным, в отличие от многих других артистов, которых я видела в этой роли и которые всё время что-то… изображали. Вопреки бытующему мнению, Вертинский не был манерным. На сцене он был минималистичным. Один-два жеста, но они были выразительными. Когда же я вижу актерское кривляние, мне становится обидно за отца. А Домогаров потрясающе нашел себя в Вертинском. Соединил свою актерскую судьбу с биографией Александра Николаевича. Сумел понять и передать его гражданскую позицию. Это важно сейчас.
Анастасия Вертинская
декабрь 2024 г.