***
Когда Табаков приглашал меня в МХТ, это было очень давно, я сказал Олегу
Павловичу, что не могу оставить Театр Моссовета, потому что это мой
дом. Могу уйти на год поработать, но потом должен обязательно вернуться
сюда.
***
Когда, работая над ролью, актер идет против своего характера, против
природы, против актерской натуры, против того, к чему он привык, то он
нередко начинает себя ненавидеть, потому что не получается. А с другой
стороны, это, наверное, для артиста необходимо – вернуться на второй
курс института, почувствовать себя студентом. И это только плюс к
профессии. Потому что за 30 лет в театре сыграно уже море ролей, а здесь
вдруг понимаешь: ты как «белый лист». Безусловно, наработки есть, но
когда тебя вынуждают идти против своей натуры, только ими не обойдешься.
***
***
Зритель приходит в театр сопереживать и переживать, задумываться: «А кто
же такой этот дядя Ваня?» И если зритель после спектакля придет домой,
снимет с полки Чехова и перечитает – значит все: я, как артист, свою
миссию выполнил. Человек пришел и задумался не о пельменях в морозилке,
хотя это тоже немаловажно. Но он вдруг, посмотрев, например, «Мой бедный
Марат», подумал: «А как мы живем?» Это в психологическом театре самое
главное.
***
Не очень люблю разгадывать ребусы в театре, честно вам скажу. Потому что
можно наворочать черта лысого на сцене, заставить людей прыгать вокруг
стула, а потом выдать это за то, что «вы ничего не понимаете в
искусстве». Конечно, любое искусство имеет право быть. Потому что это
выражение художника. Другое дело, что это не мое. Но это не значит, что
надо писать жалобы и подавать иски в суд на создателей отдельных
спектаклей. Думаю, это делают те, кому больше нечем заняться. Или люди с
недостатком воспитания.
***

***
У каждого есть скелеты в шкафу. В каждом человеке есть добро и зло.
Другое дело, что в силу воспитания, в силу образования, в силу
общественного мнения имеем ли мы право выпустить зло наружу? Не дай бог
этого сделать. Не выпускай, потому что оно обратно не войдет. Ты
позволил злу выйти. А если зло выпущено, то, ой, как проблематично
загнать его обратно. И с каждым разом зло преобладает. С каждым разом
его превращения происходят сами по себе и вот уже все – не надо никаких
инъекций. Злодей понял, что он всесилен, он всемогущ.
***
С предательствами я в жизни не раз сталкивался. Много всего было в
жизни: и потерь, и утрат. Но моя бабушка всегда говорила: «Не спрашивай
ЗА ЧТО, спрашивай ЗАЧЕМ?» Если ты ответишь себе на этот вопрос, то
считай, что решил какие-то жизненно важные для тебя вопросы. Это
касается любого предательства. Если это произошло, значит, я нагрешил в
своей жизни и мне боженька возвращает этот грех бумерангом. Чтобы я
подумал, чтобы был готов к какому-то удару. Хотя к ним нельзя
подготовиться. Удары, к сожалению, никогда не повторяются, они все время
разные. И сила взрывной волны тоже бывает разная. Но сейчас я уже
думаю: «Ну, значит так должно быть».
***
После каждой потери, горя или большой беды ты что-то приобретаешь. Уже
не говорю о том, что ты наращиваешь свою внутреннюю силу. Опять-таки
почему морщины, почему седые волосы. Это же богатство твое, твой опыт.
Понимаю, что в 60 лет буду совершенно по-другому говорить. Отношение к
жизни с годами меняется. Что-то произойдет – хорошее или плохое. Опять
же ты по-другому будешь смотреть на какие-то вещи. На что-то закроешь
глаза. Скажешь: «Мне это вообще не интересно».
***
Мне нравится, когда люди говорят: "Я не знаю, что делать". У меня сразу возникает к ним уважение, потому что это профессионалы, они всегда будут думать и придумывать.