В Культурном центре имени Любови Орловой города Звенигород при участии рок-группы "БамБей" состоялся сольный концерт народного артиста России Александра Домогарова "Мои времена года". Накануне наш корреспондент встретилась с артистом в Москве на репетиции программы и взяла у него интервью, которое мы предлагаем вниманию читателей.
К ЛЮБОВИ ОРЛОВОЙ…
–
Александр Юрьевич, Ваше имя впервые появилось на театральной афише
Звенигорода. И это, несомненно, стало событием в городе, в который Вы
решили приехать.
– Можно сказать, что я чуть-чуть отъехал от
дома, что очень приятно, когда знаешь, что не надо лететь, к примеру, в
Читу, а к ближайшим соседям. Ведь последние лет десять живу на даче в
Подмосковье, в Истринском районе. А что касается Звенигорода, это вообще
потрясающее, намоленное место. Символично, что мы приглашены на эту площадку, в центр Любови Орловой, ведь актриса достаточно долго работала в нашем театре Моссовета. Сегодня моя гримёрная находится напротив гримёрки великой актрисы, исполнившей, как известно, всего девятнадцать ролей. И этого оказалось достаточно, чтобы весь Советский Союз носил Любовь Орлову на руках.
– Значит, теперь Вас по праву можно считать нашим земляком, что тоже очень приятно. Ну а все-таки, как часто приходится выезжать на гастроли?
– Большую часть зрелой жизни. К примеру, за последние полмесяца побывал в Севастополе, Сочи, Таллине, Риге, Калининграде, собираюсь в Германию…
– Относитесь к этому как к данности?
– Как к смыслу жизни. Я был у братьев Верников на канале «Культура», и
мы очень долго говорили на эту тему. По-другому уже себя никак не
ассоциируешь: если этого нет хотя бы дней пятнадцать, ты начинаешь
думать, что никому не нужен. Ради этого, наверное, наша актерская
профессия и существует, потому что ты работаешь, что-то делаешь. Если
продукт востребован, по крайней мере, театром, он начинает "ездить", он
живет.
ОТ ПОТЕРЬ К ПРИОБРЕТЕНИЯМ
– Раньше мы так не формулировали.
– Если Вы про продукт, то нас научили так говорить. Я имею ввиду свою
нынешнюю концертную деятельность, про театр никогда не скажу продукт. К
сожалению, да – продукт. Это пришло не от нас, это пришло откуда-то оттуда. Потому что продукт вроде как имеет свою цену. Спектакль цены не
имеет никакой и никогда не будет иметь. Потому что это – человеческая
жизнь. Энергетические затраты не измеряются ни в килограммах, ни в
доулингах, и рублями они не исчисляются. Если это серьезные затраты,
серьезный подход к делу – это невосполнимая потеря. При этом настоящее
приобретение – когда взамен зритель дарит свою энергетику. Я счастливый,
потому что не просто чувствую, а знаю что это такое.
БЕЗ ПЕРВОЙ СКРИПКИ
– Рискну задать вопрос. На страницах газет и на радио иногда можно
услышать высказывания, что на Вас – приму-актера, приму театра и кино –
работает весь коллектив театра. А на съемочной площадке – вся
киносъемочная группа. Как Вы относитесь к этому мнению?
– В театре на тебя не может работать весь коллектив, иначе как бы здесь всё вообще крутилось. По отношению к себе могу сказать, что я рабочий. Не требую, не прошу,
не бьюсь в истерике. Поверьте, меня, наверное, не видно и не слышно. Но
могу быть требовательным, прежде всего, к себе, когда начинаем работать: сначала буду, как говорится, себя насиловать, а потом всех остальных. Ну а когда пойму, что силы закончились объяснять — это плохо, а
это хорошо – то здесь, наверное, и начинается диктат. Требование –
выполнять свою работу, ни больше, ни меньше.
Однако во главе нас, артистов, всегда стоит режиссер. Предположим, у меня в театре имени Моссовета – Андрей Сергеевич Кончаловский. Быть примой-балериной ансамбля Кончаловского, который говорит, что "у меня нет первой скрипки, у меня симфонический оркестр, и всё должно звучать", – по меньшей мере, глупо. Этот концепт я поддерживаю целиком и полностью. А что касается кино, это другая профессия. Там вообще невозможно стоять и, извините, выпендриваться, потому что это еще более коллективное творчество, очень сжатое во времени.
Однако во главе нас, артистов, всегда стоит режиссер. Предположим, у меня в театре имени Моссовета – Андрей Сергеевич Кончаловский. Быть примой-балериной ансамбля Кончаловского, который говорит, что "у меня нет первой скрипки, у меня симфонический оркестр, и всё должно звучать", – по меньшей мере, глупо. Этот концепт я поддерживаю целиком и полностью. А что касается кино, это другая профессия. Там вообще невозможно стоять и, извините, выпендриваться, потому что это еще более коллективное творчество, очень сжатое во времени.
– А можете проявить характер, о котором так часто говорят, высказать свое особое мнение режиссеру?
– Смотря на чём оно основано: докажешь, что это хорошо, значит, это
хорошо. Всем дают такую возможность. В кино, к примеру, существует
актерский дубль – пожалуйста, дерзайте! И если время в смене позволяет,
то тебе могут выделить на него полторы минуты. Мы вынуждены подчиняться
правилам, профессия такая.
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ВОКАЛ НЕПОЮЩЕГО АРТИСТА
– Значит, сольные концерты, которые вы проводите, это возможность
проявить самостоятельность. Каков, на Ваш взгляд, у этого музыкального
творчества удельный вес, и с чего вообще оно началось?
– Удельный вес, признаться, маленький. А началось всё с постановки в нашем театре очень мощного музыкально-драматического спектакля под названием "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", основанном на серьезном мюзикле, который шёл на Бродвее почти 11 лет. В нашем театре Моссовета он благополучно идёт до сих пор. Я в этом
спектакле сошёл с дистанции через 12 лет, когда понял, что стало тяжело
играть одновременно две роли. Это драматическое, чисто актёрское пение,
которое я обожаю, и которое никакого отношения к вокалу не имеет.
И БОЛЬШЕ СВОБОДЫ
– Песни для души можно услышать и на ваших концертах.
– Звучит разная музыка, в основе которой, прежде всего, лежит
литература. Я расцениваю этот период в жизни как элемент творчества,
потому что предоставлен самому себе, ощущаю больше свободы. Это
относится и к работе над придуманным вместе с Никитой Высоцким
литературно-музыкальным спектаклем "Дороги Высоцкого". Начинали этот
проект с нескольких песен, а потом получился более чем двухчасовой
концерт. Самое главное, у нас нет ни одной фонограммной ноты. Живой звук
и живое общение со зрителем. И каждый раз это – не только настоящая
музыкальная импровизация. Во время концерта Никита Высоцкий рассказывает
истории, которые ни я, ни зритель никогда в жизни не услышим.
"ТЯЖЕЛО, ЖЕЛЕЗНО, РОКОВО"
– Хрипите так же, по-высоцки?
– Копировать или пытаться быть похож им на Высоцкого бесполезно. Не
хватит ни эмоций, ни нервов, ни его характера и его отношения к людям.
Мы нашли свое, жесткое звучание, роковый вариант. Считаю, что это
правильно, именно так он и должен звучать: тяжело, железно, роково, с
гитарами. По-другому я не могу: мне надо, чтобы гремело, орало, пыхтело,
чтобы музыканты во время живого концерта ошибались… Это, поверьте мне,
хорошо. На одном из наших концертов в первом ряду сидела бабушка. Я ей
предложил отсесть подальше, потому что громко играем. Она отказалась, в какой-то момент даже закрывала уши руками. А в конце,
когда звучала песня Высоцкого "На Большом Каретном", она танцевала на
сцене!
– Какое значение имеет для Вас этот проект и сама личность Высоцкого?
– Масштаб личности Владимира Высоцкого оцениваешь, когда начинаешь
сознавать что внутри, о чем человек поет и вкладывает даже в шуточные
песни. Стоит их только чуть подрасшифровать…
– А раньше Вы Высоцкого так же воспринимали?
– Нет, по-настоящему начал понимать, когда исполнилось лет 30-35.
Больше того скажу: в свои 20 лет не понимал, что такое и Булат Окуджава,
которого Владимир Высоцкий считал своим учителем. В этом году в день
его памяти мы участвовали в концерте в Таганском парке, так вот по
народу было понятно, что Высоцкий это – Личность.
ВСЁ, ЧТО БЫЛО СПЕТО И ГРЕЛО ДУШУ
– В Звенигород Вы приехали с новым авторским проектом, который называется "Мои времена года". Откровенно говоря, звучит как подведение итогов.
– Мы об этом тоже думали. Изначально отталкивались от такой, чисто
философской притчи, что каждому времени года соответствует определенное
настроение, каждый человек проживает разные этапы в своей жизни – свои
времена года. А сегодня ехал в машине и понял, что название надо
поменять. Пусть зазвучит по-тухмановски – "По волне моей памяти". И этот
будет правильнее. Ведь в один концерт мы собрали всё то, что когда-то
было спето, давно нравилось и грело мою душу в самые разные годы,
начиная с 80-х и 90-х
– Кроме Владимира Высоцкого, песни каких авторов включены в эту программу?
– Их более двадцати. К примеру, песни "Машины времени", произведения на стихи поэтов Серебряного века. Александра Розенбаума, которого я считаю одним из
мощных на сегодняшний день шансонье. У него совершенно потрясающие,
тонкие, пронзительные и с хорошими стихами произведения. И, как у
Высоцкого, почти все песни – бесприпевные. Постоянно идет мысль, мысль,
мысль… Тут главное донести ее до зрителя.
БЫТЬ АВТОРОМ
– В
своё время в интервью с Олегом Янковским он сказал мне (процитирую
строчки из интервью): "Я действительно многого не умею в жизни, много не
понимаю, но стараюсь в своем ремесле сделать как можно больше. В свои
48 лет я чувствую, что у меня есть силы и желание что-то сделать. А с
годами появляется желание быть автором. Но стану ли я им – этот вопрос
всей моей оставшейся жизни". Программа, с которой Вы приехали к нам в
Звенигород, – это ведь тоже авторская работа?
– В каком-то смысле
мы все авторы, а уж Олег Иванович тем более был автором, сумевшим
создать уникальные образы в театре и кино. Авторство – это знак Божий.
Однако проекты, о которых мы говорим, это не авторство, это в лучшем
случае ремесленничество. Автор ты или нет, обычно узнают, когда ты в "ящик сыграешь".
ОТЕЧЕСТВА ВЕРНЫЕ СЫНЫ
– С чувством юмора
у вас всё в порядке. Поэтому предлагаю поговорить о Ваших ближайших
творческих планах. К примеру, об исторической драме "Союз спасения"
режиссера Андрея Кравчука, посвящённой первому тайному политическому
обществу декабристов, где Вы играете военного губернатора
Санкт-Петербурга, графа Милорадовича. Фильм называют главной российской кинопремьерой года, который выходит в прокат 26 декабря.
– Когда я начинаю рассказывать о своём герое, боевом генерале, у меня
по рукам бегут мурашки. Это великий полководец, прирожденный воин,
человек потрясающей храбрости, которого обожали и офицеры, и солдаты.
Михаила Андреевича Милорадовича не брала ни одна пуля, под ним было
убито шесть или восемь лошадей, пулей сбивало с головы треуголку. А
события 1825 года оказались для него роковыми. Милорадович первым
вылетел к восставшим декабристам на Сенатскую площадь – на белом коне,
один против тысячи человек, уверенный, что все за ним пойдут. Избежав
ранений в более чем пятидесяти сражениях, он первым получил пулю. Но
умер не от неё, а от штыка в спину. Умирал всю ночь и был совершенно
счастлив, когда её извлекли, и она оказалась не солдатская, а выпущена
из пистолета. Написал в этот день завещание, освободив от крепостной
зависимости полторы тысячи крестьян. В общем, здесь о каждом герое можно
снимать отдельный фильм. Уверен, что зрителя ждёт интересное кино о
времени, изменившем нашу историю. Тем более с таким актерским составом
как Леонид Бичевин, Максим Матвеев, Иван Янковский, Игорь Петренко,
Павел Прилучный, Ингеборга Дапкунайте и многие другие.
– В этом году ожидается еще одна премьера – новых "Гардемаринов". Об этом уже можно что-то сказать?
– Все тайны раскрыть пока не могу. Киносъемочный процесс только начался. Дай Бог сил и здоровья Светлане Дружининой и Анатолию Мукасею, которые, как всегда, ведут большую, серьезную и очень интересную работу. Так что ждите.
Автор текста: Наталья Игумнова
Фото автора текста и Дмитрия Гаврилина
Фото автора текста и Дмитрия Гаврилина
газета "Новые рубежи" Одинцовского городского округа Московской области , выпуск №42 от 01.11.2019 г.