Михаил Андреевич Милорадович происходил из сербского рода, основавшегося в России при Петре I. Фамилия Милорадович возникла после того, как царь вызвал к себе Храбреновича, его предка, и сказал: "Ты мне очень мил своей храбростью, станешь Милорадовичем".
С детства Михаил был обучен военным наукам, отличался отвагой, решительностью и находчивостью. Он всегда шёл в атаку впереди своего полка, и не раз его пример оказывался решающим для исхода боя. По храбрости Милорадович не уступал никому из известных полководцев, но по удаче ему не было равных. Особенно прославился Милорадович во время Отечественной войны 1812 года. Солдаты очень любили его – за беспредельную храбрость и доброе отношение к подчинённым, за то, что имел редкий дар говорить с солдатами и, не щадя себя, делил с ними все невзгоды военного времени.
В 1824 году Михаил Андреевич был назначен генерал-губернатором Санкт-Петербурга, а в 1825 году был смертельно ранен на Сенатской площади декабристом Каховским, стрелявшим ему в спину из-за боязни того, что доброе отношение солдат к генералу изменит ход восстания.
Художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова Геннадий Халилов, узнав о судьбе генерала Милорадовича, отнёсся к ней с большим интересом. И написал марш. Марш-молитву.
Вот что говорил о своём произведении автор: "Кстати сказать, в российском и советском марше впервые было внедрение молитвы. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был, безусловно, православным, верующим человеком. Когда войска уходят на поле брани, то всегда служится молебен. Этот молебен был сделан – в Евангелии нашли слова, посвящённые "нашим воинам", и я положил их на музыку. Вы услышите эту молитву в середине марша, потом победоносное шествие - возвращение под салют наших войск с поля брани, и опять - первую часть, опять возвращение к светской жизни. Вот так в течение пяти или четырёх с половиной минут перед Вами пронесётся жизнь славного генерала Милорадовича. Вот это марш, это русский марш! В нём ничего нет такого предосудительного, касаемого, как говорят, извините за выражение, "сапога". Мне кажется, это очень светский, очень красивый марш. Его, кстати сказать, многие дирижёры полюбили и часто исполняют, хотя он трудный для исполнения."
Мария Козлова
на основе программы "Светлый вечер"
радио "Вера"