АЛЕКСАНДР ДОМОГАРОВ: "НЕ НАДО МЕНЯ ЗАДИРАТЬ!"

В середине февраля в театре им. Моссовета в 200-й раз будут давать «Сирано де Бержерака». В главной роли — Александр Домогаров, для которого Сирано не просто литературный герой. Он — ответ на его многие жизненные вопросы.
  

  
Какими только «титулами» не награждали Александра Домогарова: «секс-символ», «герой-любовник», «самый красивый актер». А между тем актер переживал, что из-за внешности ему предлагают играть только романтических героев. И, желая избавиться от штампа «вечного красавца», мечтал сыграть хромого и горбатого Квазимодо или не менее «обаятельного» Ричарда III — роли, в которых можно было бы спрятаться за маской. Так что когда режиссер Павел Хомский решил ставить пьесу Ростана «Сирано де Бержерак», то с исполнителем главной роли определился сразу. Сирано с его длинным носом, регулярно становившимся поводом для насмешек окружающих, тоже значился в списке мечтаний Домогарова. Премьера спектакля состоялась в декабре 2001 года. И с тех пор уже десятый год Александр Домогаров, как говорится, «с носом». А 16 февраля актер сыграет «Сирано» в 200-й раз. Накануне юбилейного входа на сцену мы встретились с ним в Театре им. Моссовета.  

- Александр, вас можно поздравить! Скажите, что значит для актера играть 200-й спектакль?
- До "Сирано" у меня уже были 200-е спектакли. Чувства, конечно, очень приятные. Здорово, что до этой круглой даты добрались три человека, изначально игравшие в постановке: я, моя Роксана - Ольга Кабо, и дуэнья - Мария Кнушевицкая. Когда-то на актерском курсе нам говорили: "Если хотя бы три человека с курса будут артистами, уже хороший курс. Если пять - вообще гениальный". Считайте, что мы курс хороший. [Смеется.]

- Не устали еще от носа Сирано? Ведь этой ролью вы уже давно доказали, что вам по плечу не только герои-любовники...
- Все эти десять лет я с огромным удовольствием играю "Сирано". Это великая пьеса о человеческой природе В ней есть все - любовь, предательство, горе, страдание, радость. В литературе такого масштаба всегда находишь отклик на собственное состояние. Ведь каждый из нас постоянно задается вопросами о смысле жизни и любви, природе предательства. И нельзя сказать, что ты можешь на них раз и навсегда ответить, потому что судьба преподносит все новые сюрпризы. И ты, как в первый раз, удивляешься: "Ах, вот оно как оказывается!". Каждый день ты проживаешь по-новому, что-то приносишь в свое сердце, что-то из него отдаешь, для чего-то его закрываешь. Все эти личные переживания сказываются на моем Сирано - за эти годы он изменился.
  
  - Как говорится, заматерел?
- Когда я начал его играть, мне было 38 лет. И тогда Сирано был больше романтиком, легким, парящим. Теперь же я повзрослел. [Задумывается.] И мой Сирано стал жестче, непримиримее, что, как мне кажется, даже ближе герою Ростана. За эти десять лет я многое понял в Сирано, многое переосмыслил, что-то мне стало ближе и понятнее. Я стал еще больше ценить отношения и то, что называется "трепет души" - чувство, с которым жил де Бержерак. Только в одном я по-прежнему его не принимаю. Всегда считал, что он не самый порядочный человек. Ведь Сирано совершил неблаговидный, даже дьявольский поступок, начав играть Роксаной и Кристианом, как марионетками. А в результате его игры погибли люди, за что он оставшиеся 15 лет нес вину. Но все равно правду сказал только перед смертью, хотя и в этот момент дал "задний ход" - вместо того, чтобы признаться любимой, что все годы мечтал только о ней, ответил Роксане: "Нет, я не люблю тебя!". 
 
- Стесняясь своего носа, Сирано всю жизнь скрывал свои чувства к Роксане и даже уступил место рядом с ней сопернику. Сомневаюсь, что вам могут быть знакомы сомнения по поводу внешности. А вот способны ли вы на такую жертвенную любовь на расстоянии?
- А кто знает, на что способен? Мы даже не представляем, что может произойти с каждым из нас завтра. С возрастом, конечно, ты на что-то реагируешь иначе, живешь по-другому. Но это не значит, что ты не встретишь человека, который откроет тебе глаза и перевернет весь твой прежний уклад жизни... 

- Мы все как-то больше говорим о разнице Сирано и Домогарова, хотя между вами немало и общего. Де Бержерак не прощал обиды и несправедливости, тут же вызывая негодяев на дуэль. И вам, как мне кажется, порой не хватает шпаги, чтобы отвечать своим обидчикам...
- Я не считаю, что правильно бороться с ложью и предательством так, как это делал Сирано. Разве выход - взять "палку" и ударить по голове обидчика? Конечно, герой Ростана настолько обаятельно написан в этих своих проявлениях, что смотришь и думаешь: "Как хорошо так жить, отвечать сразу, говорить все в лицо". А потом понимаешь: ан нет! Даже пьеса об этом: де Бержерак всегда говорил правду, но кем он стал? А ведь мог бы!.. 

- То есть, время дуэлей прошло? 
- В нашем обществе уже невозможно быть таким бретером, как Сирано. У нас другие законы - принято объясняться, подстраиваться, прогибаться. Я это понимаю. Другой вопрос, что мне не всегда удается сдерживаться, когда сталкиваюсь с несправедливостью. А если ты не "прогнулся", тут же слышишь в спину: "Домогаров, какой же ты тяжелый человек!". Что поделаешь, ну, не научился я "гнуться" - правильно это или нет, но такова моя позиция. Я такой, какой есть, и берите меня таким. Если со мной вести себя хорошо, я тоже буду хорошим, только задирать меня не надо. Вот когда я от Сирано произношу эти слова, то понимаю и чувствую это абсолютно. Наверное, этим мы с ним схожи: как и мой герой, я нередко, не думая о последствиях, рублю с плеча. Перенял эту черту характера от отца, который разрешал сразу все конфликты и никогда не оставлял их на завтра.

- Иначе говоря, при Домогарове лучше не произносить слово «нос», чтобы его не обидеть?
- Один мудрый человек сказал: «Я перестал обижаться на людей — впустую потраченное время». Я выработал собственную защитную систему на всевозможные обиды. Это... ластик. Надо принять, понять, а потом раз и навсегда стереть ластиком и человека, и случившееся. И ни на что не обращать внимания. Я так живу, хотя иногда мне бывает очень неприятно. Так и подмывает сказать: «Вы что, все с ума сошли? Что вы делаете?!» Но молчу... 
(исполнители главных ролей: Ольга Кабо и Александр Домогаров - красивейшая пара на сцене) 

Режиссер Павел Хомский не настаивал, чтобы Домогаров клеил себе нос Сирано. Например, Сергей Шакуров, когда-то играя де Бержерака в спектакле Театра им. Станиславского, выходил на сцену без грима. Однако Домогаров настолько мечтал надеть маску, что нос и парик для воплощения Сирано были для него так же необходимы, как и шпага, и перчатка этого героя-дуэлянта.

"Когда мы начали репетировать Ростана, то поняли, что не умеем читать стихи. И у нас немало времени ушло на то, чтобы научить артистов правильному чтению" 

"Могу показаться нескромным, но мне не знакомо состояние непризнания, жизни без аплодисментов, как это было с Сирано". 

"За десять лет многое изменилось в моей жизни, на многие вещи я смотрю и реагирую иначе".
   

Журнал "HELLO" 14-21 февраля 2011г.