«Раз небо мне дало такое тело, пусть ад и дух мой также искривит…», – с подробного монолога-рассказа главного героя о себе, о своем приходе в мир, о своих физических недугах начинается спектакль о самом безжалостном герое Шекспира. Но, по иронии судьбы, Ричард сам вызывает отсутствующее в нем чувство жалости у зрителей.
Историки говорят, что настоящий Ричард Глостер был совершенно не таким, как его представил Шекспир. Но мы смотрим на героя английского драматурга и видим его историю глазами автора и режиссёра. Поэтому наш Ричард – убийца и тиран.
На сцене серые решетки, серая лестница, серые стены, серые столы, гробы-ящики, и посреди всего этого – люстра (сценография – Владимир Ерешко). Картинки трансформируются то в величественный замок, то в страшный Тауэр. Меняются декорации при помощи серых блоков, основная часть которых опускается сверху. Этакий тетрис, только не с ровными четырехугольными фигурками, а из фигур с острыми углами, которые никак не могут пристыковаться друг к другу, как и персонажи спектакля. Фигуры, как и герои, «падают», «уничтожают», «давят».
Помимо стен помогают считывать атмосферу и настроение проекции, свет (свет – Лена Перельман) и музыка (музыка – Александр Чевский). Но главные все-таки остаются люди – герои истории. Люди, желающие власти и денег, борющиеся за первенство на троне. Про 30-летнюю войну Алой и Белой розы слышали уж точно все (не все знают подробно), вот в этот период и происходит история у Шекспира. Рассказывать сюжет великого английского классика – дело неблагодарное. Классиков надо читать и знать. Поэтому затрону то, что касается самой постановки.
Александр Домогаров – без сомнения главное действующее лицо этой истории – актер, который играет мощно и ведет за собой остальных, он присутствует на сцене даже тогда, когда его физически нет в поле зрения зрителей. Это не значит, что остальные актеры хуже. Нет. Каждый по-своему хорош. Но эта история о Ричарде, и если бы не сильный актер в главной роли, она бы не состоялась даже при сильных других, не было бы основного действующего лица.
Багаж ролей Александра Домогарова богат на знаковые роли, но он не останавливается, и продолжает находить новые грани себя и раскрывать их, удивлять и завораживать зрителей. Он знает, как показать состояние своего героя глазами, интонацией, поворотом головы и даже движение кисти руки. Он органично принимает в свой образ горб-панцирь, ногу-опору, руку-плеть. Он проходит путь со своим героем от рождения и детства (которые не показаны на сцене, но они наложили свой отпечаток на героя) до смерти (смерти, которая является неизбежной).
Мать Ричарда играет народная артистка РФ Ольга Остроумова. Описывать игру этой актрисы не имеет смысла, она давно всем уже все доказала. Её надо видеть. Она умеет затронуть не только струны души своего сценического сына, но и струны души зрителей.
В мире королевских страстей с детства все приучены к интригам и лицемерию – это видно уже по королевским детям, которых Ричард тоже прикажет убить в угоду себе.
«Если хочешь жить хорошо, то должен обходиться без совести ./ Кому нужна эта совесть, с ней можешь нищим остаться». Тут даже у тюремщиков все построено на деньги.
В костюмах в спектакле сплошная эклектика (костюмы – Луиза Потапова). Это еще раз подтверждает вневременной посыл этой историю. Больше всего выделяется Леди Анна (Дарья Емельянова/Юлия Хлынина). На ней мощные ботинки, платье из фольги, белые ресницы. Леди Анна – этакая льдинка во время первого объяснения с Ричардом. Потом становится чуть теплее… но в конце оказывается разбитой на осколки.
«Loyaulte me lie» («Верность – меня обязывает!») – лозунг Ричарда высвечивается в конце спектакля. Да, он пытался быть верен себе, верен матери, верен родине. Просто матери не нужна была его любовь и верность, родина не оценила заслуги. Они сами воспитали тирана, но умного и талантливого. Сами его и погубили. Осталось быть верным только себе, но это приводит его к печальному концу.
Пришла смена – Ричмонд. Казалось бы – от демона избавились, вот сейчас наступит царство честности и благородства, но стоит только посмотреть на нового правителя, увидеть, как этот молодой человек забирается на трон с ногами, а невесту чуть ли не бросает на место рядом – вера в лучшее у жителей королевства вновь уходит на покой.
Фото: Елена Лапина, Сергей Петров