18 июня 2022 г.
Во время поклонов многочисленные почитатели таланта Александра Домогарова несли и несли букеты цветов в таком количестве, что даже могучие руки короля Ричарда III не смогли бы их удержать. Поэтому он складывал их прямо на сцене, горкой, хотя премьера состоялась в 2020.
«Ричард III»— пожалуй единственная пьеса, в которой герой как бы ведет зрителя по сюжету своими монологами-мыслями, высказанными вслух. В самом начале он провозглашает свою готовность бороться за корону любыми средствами и исполняет свой план шаг за шагом. И на этом пути в жертву приносятся родные братья, племянники, друзья, соратники, женщины и дети.
Открывается занавес. Высокие мрачные стены и кто-то в глубине сцены наигрывает на фортепьяно и что-то там говорит. Наконец неуклюжая и громоздкая фигура встает и выходит на авансцену. Фигура заговорила: это одновременно исповедь и выстраивание планов. Ричард Глостер вызывает чувство отвращения. Уродство преувеличено, хромота излишня. Тот, кто читал пьесу помнит, что Ричард был искусным воином и героем, который завоевал своему брату Эдуарду IV (Михаил Филиппов) английскую корону. Нашего же Ричарда трудно представить с мечом в руках или соблазняющим женщину — леди Анну (Дарья Емельянова). Но когда сцена завоевания леди Анны начинается, диву даешься насколько он убедителен при всем его уродстве и явном лицемерии. Домогаров в Роли Ричарда убедителен и тогда, когда заверяет брата Кларенса (Владимир Андриянов) в своей любви, одновременно оплачивая его убийство, и когда убеждает герцога Бекингема (Валерий Яременко), что будет благодарен ему за помощь и так далее. Ричард III в исполнении Домогарова гениальный манипулятор.
Вообще можно отметить как большое достижение женские образы главных героинь в спектакле. Это не наметки образов, которые можно увидеть в двух известных экранизациях пьесы Вильяма Шекспира «Ричард III» с гениальным Лоуренсом Оливье и Иэном Маккелленом.
Очень ярким представлен образ Королевы Елизаветы (Екатерина Гусева). Во время спектакля она переживает несколько ипостасей. От жены действующего короля и красавицы, управляющей своим слабовольным мужем и пренебрегающей уродливым родственником, через образ безутешной матери, потерявшей мужа и двух сыновей и яркой обличительницы до счастливой матери жены нового короля.
Но такой ли злодей Ричард III? Может быть он заложник своей судьбы? Ведь злодеев не мучает совесть, а его мучает. В сцене перед последней и решающей битвой ему являются его жертвы со своими проклятиями: «Тебе отчаянье и смерть!» Он мог бы сбежать от гибели, как сбежал в свое время Ричмонд, и вернуться потом с войсками. И мысль такая была. Но от себя не убежать. И он предпочитает умереть как воин. Сцена финальной битвы не очень удалась постановщикам. Лучше бы ее перенесли за кулисы. Но не может же быть все идеальным.
Кроме замечательной игры актеров можно признать весьма достойной работу сценографа Владимира Ерешко. Огромные передвижные стены быстро меняют сценическое пространство, а их подсветка меняет восприятие и настроение. Двухэтажные решетки напоминают клетки. Лестница является символом восхождения и падения. Нависающая над Ричардом в сцене перед битвой огромная люстра с кровавым подтеками усиливает эффект от мук его совести.
Верно найдены мизансцены и интонации. Костюмы представляют собой mix (смешение) разных времен и эпох, исторического и современного (Луиза Потапова). Например, леди Анна в первых сценах одета как тинэйджер. Хотя некоторые костюмы у меня вызвали раздражение. Герои периодически ведут себя как заядлые эстрадные певцы, берут в руки микрофон, поют, декламируют. На сцене надутые шарики, современные бокалы с шампанским. По залу разбрасывают листовки с предвыборными лозунгами единственного претендента на престол Ричарда III. Все это не мешает восприятию трагедии и не разрушает ее целостность.
Людмила Шерова
https://inteatr.ru/tsvety-zlodeyu-richard-iii-v-teatre-imeni-mossoveta