О странностях любви. Французский ландшафт.

Рецензия на спектакль "Милый друг", театр им. Моссовета.
Постановка Андрея Житинкина, сценография А. Шарова.
Гастроли в Санкт-Петербурге, декабрь 1999г.

Очевидно, что А. Житинкин - любитель неожиданных метафор и бесконечных в своей непознаваемости символов. Иначе откуда бы взялась идея у сценографа А. Шарова представить Париж в виде огромной, расстилающейся от кулисы до кулисы и режущей глаз своей белизной кровати. Мысль ясна: раз Париж - значит любовь, раз любовь - значит постель. Сузить роман до отрывочного пересказа сюжета, свести развитие образа Жоржа Дюруа до формулы «пришел, увидел, победил», снизить любовь, страсть, влечение - до постели, а характеры героев до одной ведущей черты - вот основные приемы режиссуры А. Житинкина, пафос которого сквозит в каждой мизансцене: «Сделай так, чтоб было понятно зрителю, и он тебя полюбит!» Не знаю, что причиной — эта ли формула или перечень звездных имен на афише, но спектакль любим публикой, которая с удовольствием посещает его, как только он заезжает в наш городок!

Спектакль мог бы носить подзаголовок: «Клавир для начинающих карьеру». Ибо Жорж Дюруа, герой спектакля (здравствуй, наш маленький друг!), наглядно демонстрирует, как можно добиться славы, почестей и денег с помощью все той же пресловутой постели. Он же является секс-символом этой кровати, да и всего спектакля в целом. Про символ понимаешь сразу же после первого появления А. Домогарова на сцене. Облаченный в кожаные штаны, в черную обтягивающую футболку с глубочайшим вырезом на груди, он тем не менее поражает чистотой и ясностью своего взгляда. Ибо манеры его персонажа отнюдь не напоминают о судьбе солдата, проведшего три года в Африке. Скорее это повадки молоденькой институтки после выпускного бала. От избытка чувств он постоянно бросается обнимать всех подряд и целовать руки, а также (пикантная деталь) ужасно смущается в общении с дамами из какого-то света (за высший не поручусь). Жорж до такой степени чист и наивен, что откровенно не понимает, почему, стоит ему снять сюртук и прилечь на кровать, - Мадлен в исполнении Н. Пашенной, замужняя добропорядочная дама, начинает странно себя вести и в изнеможении валится на белые пуфики. Замысел прозрачен: Жорж - простой французский парень, естественный человек, который согласился жить по волчьим законам буржуазной цивилизации. Что с ним произошло? А. Домогаров демонстрирует это, сняв маску простодушия и натянув другую - циничного, холодного, самоуверенного типа с зализанными волосами, затянутого до горла в кожу, лениво поигрывающего тростью. Переход от одного состояния к другому гениально прост. Сменить костюм, выражение лица, манеру поведения - и не надо задумываться ни о каких психологических нюансах и развитии образа.

Второй акт строится на одной основной идее: все женщины дуры, причем полные. Ибо только полные дуры могут таскаться за этим, пардон, мужчиной и верить его нехитрым спектаклям, которые он бездарно разыгрывает перед ними. «А где же любовь?» - спросите вы. «Тут нет даже желания», - отвечу я и печально разведу руками.

Елена Строгалева
Петербургский театральный журнал,
декабрь 1999г.
фото Михаила Гуттермана
из архива театра Моссовета