Уникальный музыкально-драматический спектакль режиссёра Нины Чусовой перенёс зрителей Музыкального театра в захватывающий мир Александра Вертинского — от московских подворотен до мировых сцен. Александр Домогаров, джазовый квартет Евгения Борца и артист пластики Андрей Кислицин создают многослойное повествование о судьбе «последней звезды Серебряного века», где каждый элемент постановки — от музыки до пластики — раскрывает новые грани легендарного исполнителя.
Постановка, в которой стирается грань между сценой и залом, завершилась бурными овациями — такими же, о которых писал в своих мемуарах Вертинский: со свистом, улюлюканьем и криками «Браво!». Публика аплодировала стоя несколько минут, не желая отпускать ни артиста, ни образ, который он воскресил.
Голос эпохи
В каждом взгляде, в каждой интонации слышится нечто большее, чем просто артистическое мастерство — это глубокое сопереживание судьбе героя. Домогаров не боится показаться уязвимым на сцене. Он буквально проживает каждую эмоцию, открыто и честно, словно заявляя зрителю: «Смотрите! Вот он — человек, переживший изгнание, одиночество, любовь и боль».
Спектакль-альбом — жанр сложный, почти рискованный. Но здесь он работает идеально. Песни Александра Вертинского вплетены в повествование как нити судьбы, каждая из которых несёт свою боль, иронию или нежность.
Атмосфера спектакля почти камерная. На сцене минимум предметов: внимание сосредоточено на актёре, на его голосе, на смысле, заключённом в словах и паузах. Пространство почти статично, но это не мешает эмоциям быть насыщенными. Наоборот, сдержанность и минимализм создают ощущение близости, почти интимности.
Главное впечатление от спектакля — полное ощущение сопричастности. Актёр не просто читает со сцены, он рассказывает зрителю историю словно своей жизни, исповедуется перед ним. Он улавливает малейшую реакцию зала на музыку и шутки. Домогаров не играет и не читает — он проживает на сцене жизнь Вертинского.
Рассказ главного героя подчёркивается не только музыкой, но и пластикой Александра Кислицина. Белые перчатки в луче света, фокус с газетой, раздевание — слой за слоем.
Домогаров берёт на себя смелость говорить от имени Вертинского — и делает это с редкой тактичностью. Он не пафосен, он как голос с граммофонной пластинки. Только живой, настоящий, с уставшими глазами и тихой грустью во взгляде.
От борща до признания
«Моим первым жалованьем в театре были борщ и котлеты», — пишет в своих мемуарах Александр Вертинский. Потом женщины стали заваливать его цветами, а мужчины недоумевали: «Что вы в нём нашли?!» А от бурных оваций после выступлений артист думал, что восхищённые зрители разнесут театр от восторга. Но случилась Революция, Вертинский оказался вдали от Родины, скитался по столицам и зарабатывал на жизнь в кабаках. Да, в конце жизни Вертинский получил Сталинскую премию и звание Народного артиста СССР. Но чтобы достичь этого, ему пришлось пройти через многое.
Для Александра Домогарова главным было понять самому и передать зрителям, каким человеком он стал и через какие жернова жизни ему пришлось для этого пройти.
«Эта история малоизвестна молодому поколению, а я знаю её, потому что мои родители слушали пластинки и рассказывали мне о Вертинском. Они слушали его концерты. Но новое поколение не знает этой важной страницы русской культуры. Я сожалею, что она потеряна. Люди должны знать, с каким чувством патриотизма жили в позапрошлом веке. И что их не волновало тогда, то не изменилось и сейчас», — рассказал omsk.aif.ru Александр Домогаров.
Спустя целый век
История Александра Вертинского как никогда актуальна в нынешнее время. Если закрыть глаза на то, что прошёл целый век, распался Советский союз, появились телефоны и интернет, чувство Родины, глубокого патриотизма остались те же.
«Мысли остались теми же. Поэтому возникает много параллелей. Люди слушают и проводят эти параллели с сегодняшним днем. Они слушают о начале XX века и видят, как это связано с нынешним временем», — добавил актёр.
Постановка затрагивает вопрос эмиграции Александра Вертинского, рассматривая его как пример истинного русского артиста. Несмотря на то, что певец находился вдали от родины, он сохранял возвышенную позицию и с особой гордостью нёс звание русского исполнителя. Вне зависимости от страны пребывания, Вертинский неизменно выступал исключительно на русском языке. Это подчёркивало его глубокую связь с родной культурой и верность своим корням.
Последняя песня не успевает стихнуть: зал не может сдержать оваций. Несколько мгновений — люди уже подскакивают на ноги с бурей аплодисментов. Люди вставали с мест, не сговариваясь, с какой-то внутренней необходимостью выразить благодарность.
Александра Левашова
АиФ, 29.04.2025
фото Надежда Музыкова