Зоннентау

Режиссер:
Карен Оганесян
Сценарист: Марк Гресь
Оператор: Сергей Шульц
Композитор: Илья Духовный
Художник: Александр Гринько (II)
Продюсеры: Александр Буравский, Валерий Смецкой (иcп.), Юлия Танская (иcп.), Юрий Костов (иcп.)
Производство: компания "KoBura Film"

Год: 2012
Премьера:
25 июня 2012 (Россия-1)
Роль: Харальд Соммерсет, историк


Актеры:  Александр Домогаров, Андрей Смоляков, Юлия Пересильд, Даниил Страхов, Александр Новин, Наталья Ноздрина, Юрий Цурило, Максим Матвеев, Иван Краско, Полина Стефанович.

Жанр: остросюжетная приключенческая драма.

На что человек готов пойти ради спасения собственной жизни - предать Родину, бросить семью, убить лучшего друга? В наказание за свои преступления простой русский солдат получил дар, о котором лидеры Третьего рейха  могли только мечтать…
"Зоннентау" - остросюжетная  приключенческая драма режиссера Карена Оганесяна. Это история о необычном следе, который тянется из далекого прошлого, об удивительном творении гениального и безжалостного ума. И в то же время это притча об искуплении, раскаянии, прощении и любви.
Наши дни. Гражданин Боливии – историк Харальд Сомерсет (Александр Домогаров) приезжает в  небольшой российский городок Залесск, для того чтобы отыскать следы батальона СС, погибшего здесь во время Великой Отечественной войны. В помощники Харальд нанимает "черных археологов": отсидевшего срок за нелегальный сбыт раритетного оружия Виктора Старостина по кличке Шульц (Даниил Страхов), его бывшую подругу Татьяну (Наталья Ноздрина) и ее нового возлюбленного - аквалангиста Ивана (Александр Новин).
И, кажется, уже вскоре "чернокопателям" удается напасть на след. Со дна озера они поднимают трактор 1939 года с двумя хорошо сохранившимися телами - местного жителя и немецкого офицера СС. Но в этот момент начальник залесской милиции майор Волочаев (Андрей Смоляков) и местная журналистка Рита (Юлия Пересильд) в ходе рейда "накрывают" команду Шульца вместе с их странной находкой. Харальд успевает скрыться. А майор Волочаев в тракторе обнаруживает слиток золота и фрагмент расплывшейся карты, на которой отчетливо можно прочесть только одно слово  - "ЗОННЕНТАУ".
Что же такое "Зоннентау" - тайное хранилище золота нацистов, последний оплот рухнувшей империи или единственная надежда исправить ошибки прошлого? Теперь каждый из героев будет пытаться первым разгадать тайну этой странной надписи. Но только один человек знает правду.

Интересные факты:
  • Съемки проходили в столице Белоруссии – Минске и окрестностях. "Там еще сохранились постсоветские места, которые прекрасно подошли для реализации нашего замысла. К тому же нам было важно запечатлеть живописные пейзажи – леса, реки, поля, ведь именно там наши герои ведут поиски военной техники, сохранившейся со времен Второй мировой войны", - рассказывает режиссер Карен Оганесян.

  • "Практически весь реквизит для картины нам любезно предоставили сотрудники минских музеев и частные коллекционеры. Кроме того, во время подготовки к съемкам мы узнали о том, что в центре Минска под одним из банков есть бункер, построенный  фашистами еще в годы войны. Он был заварен целых пятнадцать лет, и поэтому прекрасно сохранился. И как только мы зашли туда, нам сразу стало понятно, что никакая декорация не смогла бы лучше передать холод атмосферы того времени. Художники провели в подземелье освещение, перекрасили стены, расставили мебель. Правда, когда мы начали там снимать, переполошили всю охрану банка. Да и для рядовых белорусов встреча с солдатами в немецкой форме в самом центре Минска стала большой неожиданностью", - продолжает режиссер.

  • Художники-постановщики фильма "Зоннентау" старались, чтобы все артефакты в кадре выглядели натурально. Так, главному герою Харальду придумали кольцо с символикой времен Третьего рейха, благодаря которому Харальду с легкостью удавалось вводить собеседника в гипнотический транс.

  • Съемки в приключенческом фильме потребовали от актеров серьезной отдачи. Все трюки, в том числе подводные, актеры делали самостоятельно. Естественно, для этого им приходилось проходить серьезную подготовку. Необычайно сложно на съемочной площадке пришлось Александру Домогарову и Юрию Цурило. В условиях невыносимой жары им приходилось работать в пластик-гриме,  на нанесение которого уходило порой по 4-5 часов.

  • Сценарист сериала «Зоннентау» Елена Райская изучила документы об опытах, которые врачи Третьего рейха ставили над советскими военнопленными в 1940-е годы. И придумала историю об эликсире бессмертия.

Интересные детали.

  • Художники-постановщики фильма "Зоннентау" стараются, чтобы артефакты в кадре выглядели натуральными. Так, главному герою Харальду придумали кольцо, в основу дизайна которого легли изображения перстней нацистских лидеров и символика времен Третьего рейха. Перстень этот с секретом: хозяин поворачивает верхушку, после чего на нижней части кольца появляется игла. Рукопожатие - один укол собеседника, - и оппонент впадает в гипнотический транс.

  • Бункер с капсулами вечной жизни оборудовали в настоящем военном бункере, построенном в Минске по немецкому проекту в 1936 году. Сейчас над объектом расположен банк, но внутри все осталось нетронутым. Декораторы воссоздали в помещении футуристическую обстановку, в которой, однако, читаются и черты прошлого времени. По словам Карена Оганесяна, построить "будущее в прошлом" было нелегкой задачей: пришлось пересмотреть много фотографий военного времени, чтобы представить, как в сороковые годы прошлого века могли выглядеть фантастические капсулы, передовое медицинское оборудование. Так, было придумано, что инъекции сыворотки вечной жизни осуществляются при помощи особого инкрустированного разными металлическими склейками шприца, игла которого представляет собой острую гребенку.
  • Кабинет майора Волочаева снимали на киностудии "Беларусьфильм". Его оборудовали в административной части студии, поэтому сотрудники то и дело пытались ворваться в кадр по служебной надобности, нарушая тем самым съемочный процесс. А сцена в кадре была самая напряженная. Майор Волочаев допрашивает Харальда. Сотруднику полиции только что поступила оперативная информация, согласно которой Харальду по паспорту уже более ста лет. Очевидно, что биологический возраст этого историка (под таким прикрытием Харальд работает в России) не соответствует тому, как он выглядит. В кадре Волочаев пытается расколоть Харальда, но тот не поддается. Видимо, сказывается вековой опыт, накопленный еще с начала позапрошлого столетия. Домогарову-Харальду приходится во время допроса применить силу, он хватает смертельным захватом дознавателя за горло. Зато вне съемочной площадки Домогаров и Смоляков общаются, как лучшие друзья, и подшучивают над гениальностью друг друга.

 Главный герой

Режиссер Карен Оганесян рассказал, что ему интересно работать на стыке жанров - психологической драмы и фантастики. Главного героя - Харальда - он характеризует как "человека, который предал всех и вся, получил вечную жизнь, а та оказалась ему не нужна".
Задача, которую режиссер поставил перед Александром Домогаровым, состоит в том, чтобы отразить необычный внутренний мир Харальда: человека, который очень давно живет на свете и остается в своем особом времени и пространстве, несмотря на то, что мир вокруг него меняется. По сути, Домогарову приходится играть аллюзию на доктора Фауста, ведь по сюжету инъекции эликсира вечной жизни нужно делать раз в десять лет, а если ее пропустить, то время настигнет беглеца: человек состарится в минуту и умрет.

- Харальд поставил себе цель - прервать цепь зла, которая идет за ним всю его долгую жизнь, - рассказывает Александр Домогаров. - Заплатить за "искупление", потому что вечной жизни не бывает и за все ждет расплата. Он понимает, что цена эта высока: расплачиваться приходится детьми, внуками, близкими. Вечная жизнь приводит его к пониманию того, что он всех потерял и остался один. Харальд выясняет, что, оказывается, у него живет правнук, которого он никогда не видел. Думаю, никому бы не захотелось увидеть, что его потомки остались без помощи родных и ведут неправильную жизнь. И осознать, что если бы он был с ними рядом тот срок, который отпущен Богом, то судьба их сложилась бы по-другому.

Александр Домогаров вместе с режиссером Кареном Оганесяном придумал для Харальда ряд характерных черт, которые делают персонаж узнаваемым и реалистичным.

Александр Домогаров:
- Сценарий очень хороший. История пробуждает массу эмоций. Мы вместе с режиссером Кареном Оганесяном добавили несколько деталей в образ моего героя. Может быть, это сразу, с начала фильма, не прочитается: почему герой так странно движется, почему он капает что-то себе в глаза постоянно. Но с развитием сюжета эти явления будут нарастать, и к финалу будет все понятно.

В общем-то, сейчас уже не секрет, на что именно работают эти детали. Актеру приходится играть глубоко пожилого человека, чье тело внешне остается молодым. И из-под этой маски молодости лишь изредка - жестами, пластикой движений - прорывается реальный Харольд-старик. Для закрепления образа художники по гриму придумали Александру «старческий» взгляд - глаза персонажа мутные и блеклые (эффект достигали с помощью цветных контактных линз). С помощью капель герой придает взгляду молодость.

- Мы пробовали с Кареном акцент: мой герой русский, но много лет прожил за границей. В таких условиях неизбежно начинаешь говорить чуточку не так, - продолжает Александр. - Но не вышло. Для того чтобы понять, что такое настоящий акцент, нужно месяцев 6 - 7 работать с языком. Немного жаль, что не получилось. Ведь если бы мой герой говорил-говорил с акцентом, а в двух эпизодах прорывалась бы чистая русская речь - это было бы ух!

- Однажды Карен Оганесян сказал: "У меня такое ощущение, что снимаем сериал", - вспоминает актер. - Несколько дней нам приходилось работать в гостинице: подъехал на такси, вышел из такси, прошел по коридору, взял ключ, положил ключ, и так - два дня каторжных работ. Что касается больших и драматических сцен - то снимаюсь в них с удовольствием: можно придумывать, импровизировать.

Режиссер картины Карен Оганесян:
- Я надеюсь что у нас получилась полуфантастическая, но все же драма - о человеке, который предал всех и вся, чтобы получить вечную жизнь. И в итоге обнаружил, что вечная жизнь ему не нужна. Но он уже раб зла...



"Зоннентау" трейлер
Сюжет о съемках сериала “Зоннентау“, 2011 г

Кадры из фильма
 
















Кадры со съемок