Александр Домогаров: "Больше всего боюсь стать ненужным"

 


Известный российский актер театра и кино Александр Домогаров пообщался с журналистами в рамках международного кинофестиваля "Лістапад". 

Шпаги, ножи, самурайские мечи… Мужское увлечение Александра Домогарова оружием - еще один штрих к портрету актера. В общении с журналистами герой "Марша Турецкого" и "Бандитского Петербурга" холоден, как японская катана. Лишь краткие сдержанные комментарии о кино и театре. Еще лаконичнее и осторожнее - о личной жизни. Читает гороскопы, боится старости, не прощает предательства. Хотел бы сыграть Зорро… 

Чем меньше он нас, журналистов, любит, тем легче нравится он нам. Неоднозначная персона Александра Домогарова вполне заслуживает такой вольной интерпретации пушкинских строк. Пишущая и снимающая братия прекрасно знает: с Турецким надо держать ухо востро, а то немудрено и c разбитым фотоаппаратом уйти с интервью. Поэтому первые минуты перед встречей с почетным гостем кинофестиваля “Лістапад” прошли в выжидающей тишине. 

Тишину нарушила девушка из Солигорска, пронесшаяся вдруг мимо меня к актеру и воскликнувшая: “Я приехала к вам, Александр, из другого города. Три часа пути!” У барышни дрожал голос: “Как я рада, что вы живы-здоровы! Вы очень талантливый человек, мой любимый актер!”
Комплименты Александр Юрьевич принял весьма сдержанно. Ему и не привыкать. Домогарова часто называют секс-символом, и повышенное женское внимание к его персоне артиста давно не удивляет. Многие в коридорах и кулуарах фестиваля откровенно строили Домогарову глазки, кокетливо поправляли прически и подходили с вопросами философско-мировоззренческого плана. Кое о чем и мы поговорили с актером. И вот они — откровения от Домогарова, иногда уж чересчур откровенные... 

О театре и кино

 - Кино - это искусство режиссера, пленки, монтажа, актеров, конечно. Ты можешь сделать фантастическую карьеру в кинематографе, а потом прийти в театр. Как ни крути, но ты должен выйти на сцену. Если зрителю не понравится - он просто уйдет. В кинотеатре я этого не увижу, а в театре увижу.

В чем специфика театра? Каждый новый спектакль, каждая репетиция начинается с чистого  листа - даже если кажется, что ты полностью готов к роли и все знаешь. Мы сейчас заканчиваем с Андреем Кончаловским спектакль "Дядя Ваня" - такое ощущение, что никто ничего не умеет, что все - пионеры, которым нужно растолковывать, что к чему. Хотя собралась команда профессиональных талантливых актеров. Мы,  начинали вникать: кто, зачем, почему... И потом только через какое-то время что-то получилось. Так что важнее: кино или театр? Я думаю, театр. Кино дает популярность, возможность творить. Театр подтверждает твой профессионализм.

О желтой прессе

- У меня очень плохо складывались отношения с журналистами. Существует ведь актерская этика, врачебная, так много говорят об этике журналиста! Почему человек позволяет себе писать о том, чего не знает, чего он не видел? Как можно писать о человеке, которого ты не понимаешь?! Когда мне звонит мой родной брат, прочитавший что-то грязное обо мне в желтой газете, и спрашивает: “Это правда?..” - я не знаю, что ответить. Я хорошо отношусь к людям, которые дорожат своей профессией. Вот и я дорожу. Я не позволю себе делать какие-то вещи. Я говорил журналистам: “Вы заработаете на свою булку хлеба с ветчиной, но вы не думали, что с вами может случиться то, что произошло со мной?”. Почему в день смерти моего ребенка надо было позвонить и спросить, что я чувствую? Как я должен отвечать? Послать? Я посылал! Потом вся моя прямая речь была опубликована. Я это делал целенаправленно. 

О бабушкиных приметах


- Я читаю гороскопы, но не всегда в них верю. По поводу примет. Как-то раз у нас дома потерялся пульт от телевизора. Никто не может найти его четвертый день. Я спрашиваю у домашних: “У нас есть носовой платок где-нибудь?” Приносят. Бабушка мне говорила: “Потерял вещь, привяжи платок к ножке стола”. Я привязываю платок - протягиваю руку: пульт у меня. Клянусь, это правда! Вот и не знаю, верить ли после этого в приметы...

О героях и антигероях

- Внешность играет большую роль в кинематографе. Помню, я хотел получить роль одного героя, он был сыном проводницы. И на пробах мне сказали, что человек с такой внешностью, как у меня, не мог быть сыном проводницы. И не получилось. А роль была очень хорошая. Антигерой, кстати, получается всегда интереснее, чем герой. Но для меня непринципиально, кого играть

О юности


- В 16 лет я окончил школу и пошел на курсы московского автодорожного института. Поскольку физикой и математикой перестал заниматься еще в классе седьмом, то быстро понял, что поступать в этот институт мне не стоит. Решил пробоваться в театральное училище. В "Щепке" я прошел конкурс, однако сочинение написал на двойку. Преподаватели решали, брать меня или не брать. В результате взяли.

24 ноября состоится празднование 85-летия народного артиста СССР Виктора Ивановича Коршунова, моего творческого руководителя. Я в поздравлении ему написал: "Не смогу быть у вас на юбилее, потому что в 1980 году вы имели неосторожность взять меня на курс. Поэтому 24 ноября я буду в Италии на гастролях с театром Моссовета".

О старости

- Боюсь ли я старости? Боюсь. Но не столько старости, сколько момента, когда перестану быть нужным в профессиональном плане. Каждый актер и актриса об этом задумываются. Когда тебе начинают предлагать играть отцов, ты задумываешься: вроде ж еще рано, я еще могу осилить другие роли. А тебе говорят - нет, ты уже не можешь. Вот когда пойдут дедушки - тогда все, хана… 

О “Лістападзе”

- Знаете, я не люблю кинофестивали. Это праздное времяпрепровождение. Когда приезжаешь с какой-то работой — это одно, а когда просто семь-восемь дней проводишь в другом городе - это другое. Я, слава Богу, приехал с работой. (На кинофестиваль “Лістапад” Александр Домогаров приехал с картиной “Царь”, в ней он сыграл роль опричника Ивана Грозного Алексея Басманова. - Е.Г.) Вообще “Лістапад” - очень добрый фестиваль. Я уже бывал в Минске. Два года назад, когда снималась картина “Стикс”, я здесь провел какое-то количество времени, но города практически не видел, только центральные улицы и гостиницу, где мы остановились. Чисто, замечательно, люди спокойные, доброжелательные.

О трудностях перевода

- Мне довелось поработать в Кракове в одном из театров. После четырех месяцев я мог говорить по-польски на бытовом уровне. Однако когда тебе приносят "Макбета" на польском - это совершенно другое. Вначале я репетировал на русском языке вместе с переводчиком. Меня спасло то, что мой педагог вывел меня во время репетиции на сцену и сказал: "А теперь читай громко на польском, здесь никого нет". Первые спектакли были сложными. Я понимал, что говорю. Но музыка чужого языка зазвучала для меня по-настоящему только раза с двадцатого. Поэтому не знаю, смог бы сыграть спектакль на белорусском… 

Об актерах-непрофессионалах

- В фильме Виктора Мережко "Белая ночь, нежная ночь" снималась девятилетняя девочка, которая, разумеется, ничего не имела общего с актерской профессией. Виктор Иванович пробовал, наверное, девочек четыреста. Наташу пробовали целый день, в конце концов, она сказала: "Я очень плохо сегодня играла, можно я приду еще?". В результате ее выбрали, они снималась в этом фильме, и я могу с уверенностью сказать, что это один из самых мощных актеров. Потому что на площадке с ней невозможно было спорить. Она точно знала, что хотела. Помню, девочка стояла на крыше 16-этажного дома…Привязанная, со страховкой, но все же…У нее спрашивали: "Наташа, тебе не страшно?". Отвечала, что нет, ни капельки. А у самой коленки дрожали…

О сериалах и большом кино

- Не понимаю разделения артиста на обычного и сериального. Вспомните, Джордж Клуни вышел из сериалов. Когда мы начинали "Бандитский Петербург", "Марш Турецкого", мы снимали эти работы как большое кино, но только в сжатые сроки. Команда та же, актеры те же - только вместо пленки цифра, и в день снимаешь не полторы минуты, а двадцать.

О слухах, согласно которым Домогаров поссорился с Хабенским из-за того, что главная роль в картине "Адмирал" досталась последнему

- Не верьте слухам! С Костей мы в замечательных отношениях, и никто нас не может рассорить. То, что произошло с "Адмиралом" - проблема не наша, а руководства. Но я бы не отказался от такой роли.

Екатерина ГАБЫШЕВА
17.11.2009 г.